О ЧЕМ ГОВОРИТ СЛОВО «РЕЛИГИЯ»?

 

Существует несколько точек зрения на происхожде­ние слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благо­честие, благоговение, религия, святость, богослужение...). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политичес­кий деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere («вновь соби­рать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление»), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вни­манием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в хан­жество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога — в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность ре­лигии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в ре­лигии, тем не менее оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении чело­века к Богу, и не выражает его сущности.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций ( 330 г.) считает, что термин «религия» проис­ходит от латинского глагола religare, означающего «связы­вать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, —говорит он, — мы и рождаемся, чтобы оказывать справед­ливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... Так имя «ре­лигия» произошло от союза благочестия, которым Бог со­единил с Собою человека...»1

Это определение Лактанция раскрывает самое сущест­венное в религии — то живое единение духа человека с Бо­гом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.

Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (430), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола religere, т. е. «воссоединять», и сама религия означает воссоединение, возобновление ког­да-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, — пишет он, — или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Не­му любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться»2.

Таким образом, происхождение слова «религия» указы­вает на два основных его значения: соединение и благого­вение, — которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении челове­ка с Богом.