Кризис иудаизма

Нa родине христианства, в Палестине, факторы кризиса были несколько другими. За сотни лет существования веры древних иудеев она естественным образом стала стариться, становиться все более формальной. В самой жреческой среде эта формализация вызвала раскол на два противоборствующих течения-книжников и фарисеев.

Проявления кризиса иудаизма

Книжникисводили веру к чтению, запоминанию и толкованию библейских текстов. Фарисеи /сейчас - синоним лицемерия/ пытались сохранить веру, ужесточая правила священных обрядов, ритуалов, создавая систему слежки за их неуклонным соблюдением. Но в обоих случаях это говорило о том, что сохраняемая таким образом вера уже не гнездилась там, где eй положено быть - в душах и сердцах людей, а вне их. К тому же римское завоевание нанесло очень чувствительный удар по национально-религиозному самосознанию евреев: богоизбранный народ, обладающий единственно истинной верой, оказался под пятой язычников-римлян. Это не могло не породить сомнений во всемогуществе еврейского Бога-Яхве / Иегова в другом произношении/ и в его любви к евреям. Глубоко религиозный по натуре еврейский народ, в отличие от касты священников, обратился не к формализации, а к поискам новой, обновленной веры.

 

Духовное состояние в Палестине

По дорогам Палестины в тот период бродили сотни пророков, предсказывавших скорое наступление конца света для погрязшего в грехе мира и пришествие божественного Спасителя, Meссии, который поведет за собой людей истинной веры и избавит от гибели. Это было уже почти полное предвосхищение христианства и свидетельство напряженного ожидания прихода Христа.

Находка в конце 40 гг. нашего века в пещере древних рукописей, так называемых "свитков Мертвого моря", неожиданно открыла еще одну страницу религиозной истории той эпохи. Они оказались описанием образа жизни и учения секты ессеев, существовавшей за два века до Христа, но духовно совпадавшей во многом с основными идеями его учения. Причем в изоляции от мира ессеи воплощали на практике эти идеи, создав общину на уравнительно-коммунистических принципах. Это нисколько не умаляет значения самого христианства, но говорит о том, что подобные идеи уже, как говорится, носились в воздухе.

.