Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»

- Ребята, мы с вами читали и разбирали «Сказ­ку о царе Салтане...». Что вам особенно запомни­лось в этой сказке?

- Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?

- О каких чудесах говорится в сказке? Найдите в тексте сказки, как рас­сказывает автор об этих чудесах. (Три ученика читают соответствующие отрывки)

 

- Недавно мы познакомились с таким поэтиче­ским приемом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чем мы читаем. Найдите сравнения в описании красоты царевны и прочи­тайте.

Дети выполняют задание.

- Я вам предлагаю прослушать музыкальный фрагмент из балета Петра Ильича Чайковского «Ле­бединое озеро». Какие картины, связанные со сказ­кой Пушкина, вы себе представляете?

- Кто является носителем зла в «Сказке о царе Салтане..»? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

- Троекратные повторы - особенность народной сказки. Есть ли они в сказке Пушкина? ( Да. Князь три раза летает к отцу, у него есть три чуда)

.- В чем главный смысл сказки? ( Добро и любовь побеждают зависть и зло)

- Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть - все зло в мире - обречены на гибель. Первоначально в жизни

не зло, а материнская любовь, вообще любовь.

4. Физкультминутка

Дети выполняют под музыку несколько упражнений.

6. Беседа о няне А. С. Пушкина — Арине Родионовне.

- К своей няне Арине Родионовне Пушкин ис­пытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни ус­лышал Пушкин много сказок. Возможно, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказ­ки. Сейчас мы познакомимся с фольклорным вари­антом «Сказки о царе Салтане...». Представим, что мы перенеслись с вами во времени и попали в те далекие годы, когда поэт был маленьким.

7. Знакомство с фольклорным вариантом сказки.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с фольклорным вариантом сказки, сделанным Пушкиным со слов няни в 1824 году в селе Михайловском. Александр Сергеевич любил слушать сказки, будучи уже взрослым человеком. Воз­можно, эта сказка является источником «Сказки о царе Салтане...». На столах у вас запись фольклор­ного варианта сказки. Прочитайте текст вслух и подумайте похожа ли «Сказка о царе Салтане…» и этот текст? (Фольклорный вариант сказки дан в сокращении)

7.1. Словарная работа.

- В тексте вам встретятся новые слова, объясним их до чтения.

Заволок –

Гонец –

Корабельщик –

Отрок –

Боров –

- Прочитаем фольклорный вариант сказки. После чтения мы проведем сравнительный анализ двух сказок.

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды раз­говор трех сестер. Старшая хвасталась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сук­на оденет, третья, что с первого года родит 33 сына.

Царь женился на меньшой. А через несколько дней уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 маль­чиками, 34-й уродился чудом - ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звез­да, а в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пья­ным, подменила письмо, в коем написала, что ца­рица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неве­домой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дожидаться приезда его для раз­решения. Мачеха опять подменила приказ и напи­сала повеление, чтоб заготовить две бочки: одну для 33 царевичей, а другую - для царицы с чудесным сыном, и бросить их в море. Так и сделано.

Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке, наконец, море выкинуло их на землю. Сын заме­тил это: «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет». «Господь благослови тебя, дитятко». Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Плывет мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, об­ратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости - корабельщи­ки - рассказывают царю о новом государстве и о чудес­ном отроке - ноги серебряные. «Ах, - говорит царь, - поеду посмотреть на это чудо». «Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря - лукоморья стоит дуб, на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет».

Царевич прилетел домой и с благословения матери пе­ренес перед дворцом чудный дуб. Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать. «Что это за чудо, - говорит опять мачеха, - вот что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро». Третий корабль так же. «Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят 33 отрока - точь-в-точь равны и голо­сом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час».

Тужит царица об остальных своих детях. Царевич с ее благословения берется их отыскать: «Нацеди, матушка, своего молока, замеси 33 лепешечки». Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 33 юно­ши и с ними старик. Царевич спрятался и оставил одну лепешку. Один из них съел ее. «Ах, братцы, - говорит он, - до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали». Старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, и все съели по лепешке, и познали брата своего. На третий вышли без старика, и царевич привел всех братьев своих к матери. Четвертый корабль. То же самое. Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, уз­нает свою жену и детей и возвращается с ними до­мой, а мачеха умирает»

8. Сравнительный анализ фольклорного вари­анта сказки и «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пуш­кина

- А теперь, работая с текстом, сравните сюжеты двух сказок. Похожи ли они?

- Мы уже говорили о том, кто является носителем зла в сказке Пушкина. Кто выступает в этой роли в фольклорном варианте сказки? ( Мачеха)

- Меньшая из сестер обещала родить царю сына-богатыря. А что происходит в народной сказке? (33 сына, а 34-й – чудо)

- Мы уже говорили о чудесах князя Гвидона. О каких чудесах рассказывается в фольклорном вари­анте сказки? Совпадают ли эти описания?

1. «У моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу зо­лотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет»

2. «На горе два борова грызутся, а меж ними сып­лется золото да серебро».

3 «Из моря выходят 33 отрока - точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом»

- Послушайте фразу из фольклорной сказки: «Царь уехал воевать».

Сравните со сказкой Пуш­кина .

«В те поры война была

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра-коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя».

 

 


- Здесь мы видим уже отношения между ге­роями, в сказке появляется романтическая лю­бовь, не характерная для русских народных ска­зок.

Послушайте:

«Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах».

Сравните с фольклорной записью.

- Едет мимо корабль... .

- Новый корабль...

- Третий корабль, так же.

- А теперь сделаем вывод.

- Мы увидели, что фольклорная запись сухо со­общает нам о событиях; никаких чувств, эмоций, переживаний, В сказке Пушкина появляются ро­мантическая любовь, описание природы. Многие слова и выражения показывают отношение автора к описываемым событиям.

- Ребята, а какой новый персонаж появляется в сказке Пушкина? (Царевна Лебедь)

- Все превращения и чудеса не подвластны простому человеку. Всю волшебную силу автор отдает Лебеди. Таким образом, мы видим, что сюжеты ска­зок различны. У литературной сказки есть конк­ретный автор, он — творец.

9. Выявление особенностей литературной и народной сказок

На доске таблица.

 

 

Сказка народная   Сказка литературная  
1. Автор - народ 2. Существует в устной форме 3. Каждая сказка суще­ствует в нескольких вари­антах. (Создатель может вносить изменения.) 4. Время создания опре­делить невозможно 5. Народная сказка огра­ничивается определенным жанром: - волшебная, - бытовая, - о животных   1. Автор – конкретное лицо ( он – творец). 2. Создается в письменной форме. 3. Внесение изменений не допускается. 4. Время создания сказки известно. 5. Не ограничивается определенным жанром, включает в себя черты бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.


Далее дети работают по вопросам.

- Кто является создателем народной сказки; литературной?

- Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.

- Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?

- Можно ли определить время создания народной (литера­турной) сказки?

- Мы познакомились с жанрами народной сказки. Прочитай­те, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.

- Конечно, это не все особенности сказок. Более под­робно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

V. Итог урока. Оценка работы детей

Учитель оценивает работу детей. Приглашает посмотреть выставку книг А. С. Пушкина с целью дальнейшего знаком­ства с его произведениями.



- Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он, как никто другой, умел находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Не зря поэт и критик Аполлон Григорьев утверждал: «Пуш­кин - это наше все».

 

VI. Домашнее задание.

1. Вспомнить, в какой сказке А. С. Пушкина есть поговорка «Не садися не в свои сани».

2. Прочитать отрывок из рассказа об А. С. Пушкине «Поступление в лицей», стр. 118-122. Решить задачи №1 и 2 на стр. 132.