Влияние культуры Востока на формирование греческой культуры

На богатой культурной почве первых цивилизаций Востока, активно впитывая научные и мифологические знания, технические и технологические навыки, вырастает первая культура Запада – культура античной Греции, которая почти сразу же начинает называть своих учителей “варварами”, противопоставляя им мир своей культуры - как мир “цивилизованный”. Так зарождается существующий и поныне раскол культуры человечества на две основные ветви: цивилизованный Запад и варварский Восток.

Периодизация греческой культуры

В истории античной Грециивыделяют следующие этапы: 1)гомеровский и раннеархаический период (IX – VIII вв. до н.э.); 2)архаический период (VII – VI вв. до н.э.);

3) классический период (V в. - до посл. трети IVв. до н.э.);

4)эллинистический период (посл. треть IV в. – до сер. IIв. до н.э.).

 

Отношение древнего грека к миру

Античная культура пленяет нас своим пластичным, выразительно-чувственным, “телесным” характером. Весь мир – “космос” – понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населённое людьми и богами. “Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония” – отмечает крупнейший знаток античной культуры А.Ф. Лосев. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности: зло понималось ею как безмерность, а благо – как умеренность.

Влияние полисного устройства на греческую культуру

Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полисдемократически управляемый город – государство, где все свободные граждане принимали непосредственное участие в общественной и политической жизни.

Однако “изнанкой” культурного взлета был рабский труд. По определению Аристотеля “раб… орудие господина, а орудие как бы неодушевленный раб”. И поскольку уделом раба был ручной труд, свободные греки идеалом считали жизнь, от него избавленную. Древнегреческие ремесленники были такие же усердные работяги, как и в другие времена и у других народов. Но работали они, как бы стыдясь своего труда. И это чувство “ручной труд постыден” накладывало отпечаток на всю греческую культуру. Философия развивалась, а техника не развивалась – почему? Именно поэтому. Изящество и “беззаботность” древнегреческой культуры, богатая одаренность и творческий избыток эллинов (греков) стали возможными благодаря использованию рабского труда.