ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Специфика культурологии как науки заключается в следующем:
а) в описании произведений художественной культуры;
+б) в выявлении целостной характеристики культурных типов;
в) в характеристике быта и нравов различных народов;
г) в осмыслении всеобщих закономерностей культурной жизни, без учета специфики отдельных культур.
2. Метод сравнительного анализа в культурологии используют:
+а) для определения специфики той или иной культуры;
б) для выявления отсталых и развитых культур;
в) для создания новой культурологической теории;
г) для классификации шедевров культуры.
3. Какой из перечисленных мыслителей, впервые в своем трактате использует слово культура?
а) Цицерон
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
4. В структуру культурологии не входят…
а) историческая культурология и культурная антропология;
б) история искусств и эстетика;
в) история культурологических учений и прикладная культурология;
г) культурная антропология и социология культуры.
5. Прикладная культурология это наука:
+а) о применении достижений культурологии в практических целях;
б) о специфических явлениях культуры;
в) об уникальных предметах искусства;
г) о построении новых культурологических теорий.
6. Структура современного культурологического знания включает…
+а) социологию культуры, культурную антропологию, историческую и прикладную культурологию;
б) философскую антропологию, социальную антропологию, культурную антропологию;
в) историю европейской и отечественной культуры;
г) онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства.
Тема 2. Основные понятия и проблемы культурологии
Определение понятия цивилизация
Историки называют цивилизацией весь период развития человечества, непосредственно следующий за первобытным и родоплеменным обществом. Его основные признаки – создание государств, появление городов, деление на классы и т.д. Иногда слово ''цивилизация'' употребляют как синоним определенной культуры – индийская, китайская и так далее.
Культурологическое понимание цивилизации
Культурологический смысл этого термина во многом другой и он прямо соотносится с понятием культуры. В XX в. эти слова уже не только не отождествляются, но часто противопоставляются друг другу. Особенно после первой мировой войны, когда именно цивилизованные народы породили самое величайшее варварство в мировой истории.