ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Специфика культурологии как науки заключается в следующем:

а) в описании произведений художественной культуры;

+б) в выявлении целостной характеристики культурных типов;

в) в характеристике быта и нравов различных народов;

г) в осмыслении всеобщих закономерностей культурной жизни, без учета специфики отдельных культур.

2. Метод сравнительного анализа в культурологии используют:

+а) для определения специфики той или иной культуры;

б) для выявления отсталых и развитых культур;

в) для создания новой культурологической теории;

г) для классификации шедевров культуры.

3. Какой из перечисленных мыслителей, впервые в своем трактате использует слово культура?

а) Цицерон

б) Сократ

в) Платон

г) Аристотель

4. В структуру культурологии не входят…

а) историческая культурология и культурная антропология;

б) история искусств и эстетика;

в) история культурологических учений и прикладная культурология;

г) культурная антропология и социология культуры.

5. Прикладная культурология это наука:

+а) о применении достижений культурологии в практических целях;

б) о специфических явлениях культуры;

в) об уникальных предметах искусства;

г) о построении новых культурологических теорий.

6. Структура современного культурологического знания включает…

+а) социологию культуры, культурную антропологию, историческую и прикладную культурологию;

б) философскую антропологию, социальную антропологию, культурную антропологию;

в) историю европейской и отечественной культуры;

г) онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства.

Тема 2. Основные понятия и проблемы культурологии

Определение понятия цивилизация

Историки называют цивилизацией весь период развития человечества, непосредственно следующий за первобытным и родоплеменным обществом. Его основные признаки – создание государств, появление городов, деление на классы и т.д. Иногда слово ''цивилизация'' употребляют как синоним определенной культуры – индийская, китайская и так далее.

 

Культурологическое понимание цивилизации

 

Культурологический смысл этого термина во многом другой и он прямо соотносится с понятием культуры. В XX в. эти слова уже не только не отождествляются, но часто противопоставляются друг другу. Особенно после первой мировой войны, когда именно цивилизованные народы породили самое величайшее варварство в мировой истории.