Характеристика деятельности МБОУ «Пелымская СОШ»
1.1.
1.2. Организационная структура управления
Организационная структура является неотъемлемой частью любого предприятия. Она наряду с другими компонентами играет важную роль в адаптации организации к макро- и микросреде, а, следовательно, в ее способности выживать. Поэтому структура должна быть оптимальной по отношению к организации и изменяться вместе с нею.
Организационная структура должна быть такой, чтобы обеспечивалась реализация ее стратегии, выполнялись и достигались поставленные цели и задачи организации.
В ходе производственной практики было выявлено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пелымская средняя общеобразовательная школа» работает на основе линейной структуры. Организационную структуру можно рассмотреть на рисунке 1.1.
Организационной структуре свойственны: специализации, разделение труда; централизация, децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется – делегирование полномочий.
Во главе структуры стоит директор, прошедший соответствующую аттестацию, который осуществляет непосредственное руководство школой. Он несет полную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для его развития, а также представляет интересы школы.
Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган, который занимается решением основных вопросов учебно-воспитательной работы школы.
Совет школы является органом самоуправления школы и создается в целях решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, и привлечение к участию в органах самоуправления широких слоев участников образовательного процесса.
Рис. 1.1 – Структура управления МБОУ «Пелымская СОШ»
На втором уровне структуры функционируют заместители директора и главный бухгалтер. Заместители создают необходимые условия высокопроизводительного труда работников и учащихся, организуют работу на целый учебный год.
Роль бухгалтерии в организации состоит в введении учета имущества, как собственного, так и находящегося на общественном хранении, за ее сохранностью, ее обязательств и всех происходящих хозяйственных операций.
Методический совет – это коллегиальный педагогический орган внутришкольного управления, который:
- разрабатывает новые методические технологии организации учебно-воспитательного процесса;
- диагностирует состояние учебно-воспитательного процесса и разрабатывает рекомендации по устранению каких-либо недочетов и т.д.
Социально-психологическая служба в школе предназначена для оказания всесторонней квалифицированной помощи учащимся, в том числе родителям и педагогам.
1.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Структура трудовых ресурсов МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.
Категория персонала | Структура персонала | |||||
2012г. | 2013г. | 2014г. | ||||
кол., чел | УВ,% | кол., чел | УВ,% | кол., чел | УВ,% | |
Всего работников | ||||||
Персонал осн. деятельности, всего | 56,1 | 58,6 | 62,3 | |||
в том числе: | ||||||
учителя | 43,8 | 44,8 | 47,2 | |||
руководители | 1,8 | 1,7 | 1,9 | |||
специалисты | 10,5 | 12,1 | 13,2 |
Из данных таблицы следует, что в МБОУ «Пелымская СОШ» удельный вес персонала по основной деятельности с 2012 год по 2014 год увеличился и составил 62,5%. В 2012 и 2013 годах данный показатель составлял 56,1% и 58,6%.
Численность руководителей на протяжении трех лет остается неизменной, а численность специалистов меняется незначительно. Так в 2012 году удельный вес руководителей в общей численности персонала равен 1,8%, в 2013 году – 1,9% специалистов с 2011 году – 10,5% а к 2014 году их удельный вес равен 13,2%.
Также необходимо проанализировать и качественный состав трудовых ресурсов по возрасту, образованию, трудовому стажу, половому признаку.
Таблица 1.2
Состав трудовых ресурсов по половому признаку в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |||
человек | УВ,% | человек | УВ,% | человек | УВ,% | |
Всего, чел | ||||||
женщины | 70,0 | 72,4 | 79,2 | |||
мужчины | 30,0 | 27,6 | 20,8 |
На основании данной таблицы можно сказать, что на протяжении трех лет доля мужчин снизилась с 30% с 2012 года до 20,8% в 2014 году. Рассмотрев приведенные данные можно сказать, что наименьший удельный вес в структуре работников занимают мужчины.
В таблице 1.3 далее проанализируем работников МБОУ «Пелымская СОШ» по возрасту и образованию.
Таблица 1.3
Состав трудовых ресурсов по возрасту, образованию и трудовому стажу в 2012-2014 гг.
Показатели | Численность рабочих на конец года, чел. | Удельный вес, % | ||||
2012г. | 2013г. | 2014г. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | |
Группы работников: | ||||||
По возрасту, лет до 20 | - | - | - | - | - | - |
От 20 до 30 | 8,8 | 10,3 | 9,4 | |||
От 30 до 40 | 19,3 | 19,0 | 20,8 | |||
От 40 до 50 | 47,3 | 46,6 | 47,2 | |||
От 50 до 60 | 22,8 | 22,4 | 20,7 | |||
Старше 60 | 1,8 | 1,7 | 1,9 | |||
Итого | ||||||
По образованию: | ||||||
Незаконченное среднее | 17,5 | 15,5 | 17,0 | |||
Среднее, среднее специальное | 49,1 | 53,4 | 50,9 | |||
Высшее | 33,3 | 31,0 | 32,1 | |||
Итого | ||||||
По трудовому стажу, лет: до 5 | 10,5 | 12,1 | 11,3 | |||
От 5 до 10 | 10,5 | 10,3 | 11,3 | |||
От 10 до 15 | 15,8 | 15,5 | 13,2 | |||
От 15 до 20 | 8,8 | 8,6 | 9,4 | |||
Свыше 20 | 54,4 | 53,4 | 54,7 | |||
Итого |
Рассматривая таблицу можно сказать, что в МБОУ «Пелымская СОШ» в структуре работников по возрастному составу за 2012-2014 гг. преобладает количество работников от 40 до 50 лет, что составляет 47,2% на 2014 год. Наименьшее количество работников приходится на возраст старше 60 лет и на возраст от 20 до 30 лет, и их удельный вес составляет 1,9% и 9,4%. Также имеются сотрудники от 30 до 40 лет и от 50 до 60 лет, что равно 20,8% и 20,7% в 2014 году.
Рассматривая структуру персонала по образованию, наибольшее количество работников имеют среднее и среднее специальное образование. Высшее образование имеют 32,1% работников. В учреждении также имеются сотрудники с незаконченным средним образованием. Как правило, это некоторые работники в возрасте от 50 до 60 лет.
При рассмотрении трудового стажа у работников, видно, что преобладают работники с трудовым стажем свыше 20 лет и составляет 54,7%. В МБОУ «Пелымская СОШ» также имеются сотрудники, чей трудовой стаж меньше 5 лет, и их удельный вес равен 11,3%. Наименьшее количество сотрудников имеют трудовой стаж от 15 до 20 лет, что равно 9,4%.
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что МБОУ «Пелымская СОШ» отдает предпочтение работникам, у которых есть уже стаж и большой опыт работы в данной сфере, что положительно влияет на динамику работы учреждения.
Также необходимо проанализировать качественный состав персонала по уровню квалификации.
Таблица 1.4
Качественный состав педагогических кадров по уровню квалификации в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2014 гг.
Число педагогических работников в ОУ | Число педагогических работников, имеющих I категорию | Число педагогических работников, имеющих II категорию | Число педагогических работников, не имеющих категории |
Удельный вес, % |
На основании данных таблицы можно сказать, что в МБОУ «Пелымская СОШ» преобладают количество педагогических работников, имеющих II категорию, что составляет 56%. Также в школе есть преподаватели, которые не имеют категории, их число равно двум и равно 8%. Число преподавателей с I категорией равно 36%.
Так как изменения качественного состава происходят в результате его движения, рассмотрим следующую таблицу.
Таблица 1.5
Анализ движения персонала в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.
Годы | |||
Показатели | |||
Приняты на работу | |||
Выбыли: -по собственному желанию -уволены за нарушение трудовой дисциплины | - | ||
Численность персонала на конец года, чел. | |||
Среднесписочная численность персонала, чел. | |||
Коэффициент оборота по приему работников | 0,05 | 0,05 | 0,02 |
Коэффициент оборота по выбытию работников | 0,02 | 0,03 | 0,07 |
Коэффициент текучести кадров | 0,04 | 0,03 | 0,1 |
Коэффициент постоянства кадров | 1,0 | 1,0 | 0,96 |
Данные таблицы показывают, что среднесписочная численность персонала в 2014 г. снизилась по сравнению с 2012 г. на 2 человека, а с 2013 г. – на 3 человека.
За последние три года увеличились коэффициент оборота по выбытию кадров на 0,05, и коэффициент текучести кадров на 0,06.
Коэффициент оборота по приему работников в 2012 году составлял 0,05, а в 2014 г. он равен 0,02, то есть снизился на 0,03. Коэффициент постоянства кадров также снизился и равен 0,04.
На основании вышеуказанных данных можно сделать вывод, что к 2014 году значительно увеличилась текучесть кадров, и коэффициент постоянства кадров в 2012-2014 гг. находился на высоком уровне – это может говорить о том, что в учреждении налажена система мотивации труда.
Далее необходимо изучить эффективность использования рабочего времени.
Таблица 1.6
Баланс рабочего времени в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2014 гг.
Показатель | На одного работника | Отклонение от плана | ||
план | факт | на одного работника | на всех работников | |
Календарное количество дней: в т.ч: | - | - | ||
-выходные и праздничные дни | - | - | ||
Номинальный фонд рабочего времени, дни | - | - | ||
Неявки на работу, дни: в т.ч: | ||||
-неявки по уважительным причинам | -2 | -106 | ||
-отпуска с разрешения администрации | ||||
-прогулы | - | - | - | - |
-простои | - | - | - | - |
Явочный фонд рабочего времени | -3 | -159 | ||
Продолжительность рабочего дня, час. | 7,5 | -0,5 | -26,5 |
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что неявки на работу превысили план на 3 дня на одного человека. Следовательно, явочный фонд рабочего времени снизился на 159 дней на всех работников учреждения.
В МБОУ «Пелымская СОШ» существуют значительные объемы потери рабочего времени. Эти причины могут быть вызваны разными объективными и субъективными причинами, не предусмотренных планом: заболеваниями работников с временной потерей трудоспособности, дополнительные отпуска с разрешения администрации, прогулами, простоями и т.д.
Многие причины из вышеперечисленного (кроме потерь, связанных с болезнью) можно считать недоиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Их число составляет 993,75 чел-час. ((106+26,5)*7,5).
Если снизить внутрисменные потери рабочего времени в расчете на одного работника трудового коллектива на 0,5 часа (8-7,5), то это обеспечит увеличение отработанного времени на 496, 875 ч. (0,5*993,75).
Оценка показателей производительности труда.
Таблица 1.7
Анализ производительности труда в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Отклонение 2014г. к 2012г. |
Объем оказанных платных услуг, тыс.руб. | 492,8 | 588,0 | 849,5 | 356,7 |
Среднесписочная численность, человек: | -2 | |||
Отработано дней одним работником за год тыс. человеко-дней | 5,8 | 6,4 | 5,8 | - |
Средняя продолжительность рабочего дня, часов | 7,94 | 7,92 | 7,5 | -0,44 |
Общее количество отработанного времени: всеми работниками за год, человеко-часов | 118,6 | 120,2 | 117,8 | -0,8 |
В том числе одним работником, человеко-часов | 2016,2 | 2128,1 | 2120,4 | 104,2 |
Среднегодовая выработка, тыс. руб.: одного работника | 8,6 | 10,1 | 15,4 | 6,8 |
Среднедневная выработка работника, руб. | 1,5 | 1,6 | 2,7 | 1,2 |
Среднечасовая выработка работника, руб. | 4,3 | 4,7 | 7,2 | 2,9 |
На основании данных таблицы можно сказать, что произошло увеличение производительности труда. Среднегодовая выработка работника в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 6,8 т.р., среднедневная выработка увеличилась к 2014 году на 1,1 руб., часовая выработка рабочего повысилась на 2,9 рубля, и составила 7,2 рублей.
Также происходит уменьшение отработанных человеко-часов и человеко-дней на одного работающего. В снижении значений данных показателей выступают такие причины, как сокращение средней продолжительности рабочего дня, так и снижение численности персонала.