функции речи и семантика речи
Семантика- значение. Смысл. Предметная отнесенность. При некот страдает знач и сохр смысл и наоборот
14. 14 передняя речь зона. Вспомнить синтагматич и парадигматич способы. Тут страдает синтагматич. При эффер - патологич инертность и не м переключиться. При динамич - чел говорит отдельные слова но не может связать в плавную структуру.
15. 15 методы восст при динами афазии
16. 16 при эффер - зону пораж, фактор, центр мех. Как преодолеваем. Страдате более произв уровень. Нач раб с более низкого непроизвольного. Числовые ряды, песни и постепенно вносим элемент произвольности - одно слово тихо, др - громко.
Практич при всех формах работаем над семантич полями.
Метод смысло - слуховой стимуляции. Обыгрываются связи слова с другими словами. Вводим слово в контексте и повышаем легкость его актуализации.
Немного отличаются методы
17. 17 задняя реч зона. Афазии и синдром анализ - сказать в чем специфичность в отлич от передних - страдает парадигматич сторона - проявл на разных уровнях. М проявляться на уровне звука - т е проблемы при актуализации звука при аффер, сенс. Выбор звука хи и нрарх конструкции
Наруш выбор слова. У больных с акустико - мнестич - актуализация слова и амнестич афазии
18. 18 методы восст при акустико - мнестич. Главное. Можно примеры. Не надо перечислять все методы. Надо показать для чего тот или иной метод
Один и тот же метод может применяться с разными целями.
19. 19 восст при сенс и аффер мот афазиях
20. 20 сравнит анализ сенс и акустико - мнестич- главное помнить - при сенс - процесс звукоразлич при акустико - мнестич он сохранен, страдает объем восприятия и образа - предст
Наруш мех понимания речи, но мех различны. Учитывать поля, кот в основе
Сенс - вторич
Акустико - мнестич - третичные.
Пораж вторич - дате более выраженную, грубую картину. Это более базовый речевой уровень - пораж сенс афазим, эффер и аффер афазии.
При пораж третич - более специфич - речь сохраняется в отлич от мот форм.
21. 21 срав анализ аффер эффер - в одном кинетич, в другом кинестетич.
22. 22 социо психологич аспекты реабилитации . Теория групповых занятий. Почитать дома. Надо помнить, что групп занятия очень эффективны. Происходит - идут групповые процессы. Возникают соц психологич феномены
Взаимопомощь, взаимоподдержка, конкуренция. Это стимулирует психич деят человека. Может сделать в коллективе то, что не сделает в инд. Больные нач помогать более тяжелым больным.
Сейчас Ц - она считает, что групп занятия д быть как основа. Именно речь требует широкого соц контекста
23. 23 локализация речи и разных форм афазии. Надо сказать про фс речи, про схему, какие зоны. При пораж любой зоны возникает то или иное нарушение.
24. 24 обще методы восстановления речи при афазиях.
Мы р - давали классификацию. Надо перечислить. кот применяются при всех формах афазии.
Главное - не сам метод, а на что направлен.
25. 25 личность при афазии. Очень обширный. На лекциях не касались. Смотреть в книге. Суть - при раб с больными учитываем личность. Дает опора на личность. Различ вещи у разных людей сохр по - разному. Смотрим какая профессия, интересы.
Работая с больным - не просто по методикам, снимаем патологич установки, формируем мотивацию. интерес. Поддерживаем веру в успех.
В целом личность при афазии вопрос мало изучен. Когда изучали вкб - афазии - мало изучены с личностной стороны. Были исследования - люди потом. Когда восст речь амнезируют некот эпизоды - как вы воспринимали мир, когда была нарушена речь - отвечают, что речь не была нарушена.
Еще момент - при афазии страдает и личность. Возникают неврозопод реакции. М депрессивные сост.
Как один из факторов. Влияющих на успешность выздоровления - личностные особенности чел - его мотивация, желание, выделяется еще фактор - общий запас жизненных сил. Если чел активный, деятельный - это положит момент.
26. 26 новое в афазиологии.
В тонкой книжке - в введение в нейропсихологию и восст обучение
Сегодня говорили о акустико- мнестич - это новое. Ц открыла новый фактор - наруш не объем памяти, а объем восприятия.
Еще м сказать - новый подход Ц в том, что афазия по сути является не дефектом, а компенсацией.
Гл моменты - подход нашей школы правильный. Но в реальности очень трудоемко. Очень большие сроки. Ц предлагает вар решения - тут проблема не в том, что делаем неправильно. Афазия - не дефект, происходит компенс перестройка. Мозг после инсульта, следуя заданным своим алгоритмам. Гл задача - сохранения жизни. В мозгу мгновенные перестройки. Формируются новые фс исходя из цели выживания . Мы когда приходим к больному видим не пораж в рез наруш реч зоны. а видим компенсации.
Мы нач работать и чтобы восстановить речь нач ломать эти системы. Ломка системы требует колоссальных усилий. Ломать труднее, чем формировать новую систему.
Пытались начать занятия сразу с больным. Понимая, что это компенсация - как с ней бороться.
Практич все восстановление разработано Цветковой
Новое - ее классификация. Р афазии с т зр уровней. Афазия - сенсо - мот уровень
И более высокий - там динамич, семантич, амнестич.
Им между ними акустико - мнестическая.
Еще м сказать про новый подход в восст обучении - с использованием компьютерных технологий. Позволяет работать с процессами, кот ранее были недоступны. Есть работы с первым блоком. При некот заболеваниях - главное наруш работа первого блока. Чел теряет активность. Снижается темп психич деят. Смотришь - и клонит в сон.
Возникает идея, что можно работать с использование компьютера. Компьютер может стимулировать. Включаем больного в компьютерную деят. И эта деят больного стимулирует.
Воздействуем на глубинные подкорк структуры мозга. И раньше можно было попеть, походить. Но компьютер позволяет воздействовать более активно.
Использование компьютеров - планируется сделать сайт - с примерами использования методик. Часто для работы используются иллюстрации из детских книг - это не всегда хорошо для больного. Если есть внутр сопротивление - это тормозит.
Эти методы за рубежом давно используются. Наша задача - у нас другой подход. Для нас они особой пользу не несут. Есть сайт - где выложена программа - по восстановлению. Там многое вызывает вопросы
27. 27 невербальные методы при восстановлении
Начинать с метода фишек. рисования
Пиктограммы - Ц немного о нем пишет. Он не совсем работает. Был предложен для раб с неречевыми больными. Было предложено общаться с пом пиктограмм. В реальности этого нет. У больных страдает не только речь. Но и символич восприятие.
Часто и в книгах по детской нейропсихологии - придумывают методы. Но описывать метод надо апробировать - это длит и сложный процесс.
Книги Ц - там описаны методы и за каждым методом - годы испытаний.
28. 28 метод пограммированного восстановления речи
Тоже подход Ц - для восстановления той или иной функции используется спец программа. Работая по программе - достигаем результат. Можем помочь действие, если разбиваем его на поддействия.
Напр если проблема с речевым слухом. Чел не понимает тот или иной звук. Можем разбить процесс звукоразличения на ряд этапов - кладем картинку, называем предмет. Чел слышит звучание, воспринимает звук. потом может воспринять отдельно.
29. 29 совр классификации афазии . Критич анализ.
Это вопрос не рассматривался.
Мы знаем одну. Другие базируются на других основаниях. Наша задача их знать и не применять
Надо начать разговор с Вернике.
Класс сущ много. Все они не дают те возможности. кот дате Лурьевская. Т к базируются на других основаниях
Напр плавная неплавная афазия. Выделяется не мех, а частная предпосылка. Западные - построены не на выделении механизма.
30. 30 афазия и др психич процессы. Имеется ввиду связь наруш речи с другими психич процессами.
Вначале сказать про наруш речи. Как она связана с др психич процессами
Речь опосредует все другие
Восприятие становиться предметным. Мышление категориальным. Память осознанной
Поэтому когда говорим про восстановление - опираемся на системное строение и учитываем связь с другими процессами.
Когда занимаемся восст при семантич - занимаемся не только речью. Но восприятием пространства. не решим - не восстановим речь
При акустико - мнестич - восстанавливаем не только речь, но и образы - представления.
Самое главное - целостное понимание.
Литература
Надо читать учебник. Или «восст впф» или «реабилитация»
Читать «афазии и восстановит обучение» там все в сжатой форме.
И «нейропсихологич реабилитация больных» была переиздана под название «восстановление впф»
Есть еще книга - краткая «введение в нейропсихологию и восстановит обучение» - там не все вопросы
Кто хочет более глубоко
В серии психологи отечества «афазиология. Новый подход»
Продаются в психолого соц институте.
Что кас восстановления «восстановительное обучение» готовится к переизданию. Там приводятся примеры работы с больными. Она в большей степени нацелена на практич деятельность.
И книги Лурия.
«восстановление функций мозга после военной травмы»
«травматическая афазия»
В этих книгах обобщен опыт работы психолога в годы войны. Там описан подход, нет четких
методик.