функции речи и семантика речи

Семантика- значение. Смысл. Предметная отнесенность. При некот страдает знач и сохр смысл и наоборот

14. 14 передняя речь зона. Вспомнить синтагматич и парадигматич способы. Тут страдает синтагматич. При эффер - патологич инертность и не м переключиться. При динамич - чел говорит отдельные слова но не может связать в плавную структуру.

15. 15 методы восст при динами афазии

16. 16 при эффер - зону пораж, фактор, центр мех. Как преодолеваем. Страдате более произв уровень. Нач раб с более низкого непроизвольного. Числовые ряды, песни и постепенно вносим элемент произвольности - одно слово тихо, др - громко.

Практич при всех формах работаем над семантич полями.

Метод смысло - слуховой стимуляции. Обыгрываются связи слова с другими словами. Вводим слово в контексте и повышаем легкость его актуализации.

Немного отличаются методы

 

17. 17 задняя реч зона. Афазии и синдром анализ - сказать в чем специфичность в отлич от передних - страдает парадигматич сторона - проявл на разных уровнях. М проявляться на уровне звука - т е проблемы при актуализации звука при аффер, сенс. Выбор звука хи и нрарх конструкции

Наруш выбор слова. У больных с акустико - мнестич - актуализация слова и амнестич афазии

 

18. 18 методы восст при акустико - мнестич. Главное. Можно примеры. Не надо перечислять все методы. Надо показать для чего тот или иной метод

Один и тот же метод может применяться с разными целями.

 

19. 19 восст при сенс и аффер мот афазиях

20. 20 сравнит анализ сенс и акустико - мнестич- главное помнить - при сенс - процесс звукоразлич при акустико - мнестич он сохранен, страдает объем восприятия и образа - предст

Наруш мех понимания речи, но мех различны. Учитывать поля, кот в основе

Сенс - вторич

Акустико - мнестич - третичные.

Пораж вторич - дате более выраженную, грубую картину. Это более базовый речевой уровень - пораж сенс афазим, эффер и аффер афазии.

При пораж третич - более специфич - речь сохраняется в отлич от мот форм.

 

21. 21 срав анализ аффер эффер - в одном кинетич, в другом кинестетич.

 

22. 22 социо психологич аспекты реабилитации . Теория групповых занятий. Почитать дома. Надо помнить, что групп занятия очень эффективны. Происходит - идут групповые процессы. Возникают соц психологич феномены

Взаимопомощь, взаимоподдержка, конкуренция. Это стимулирует психич деят человека. Может сделать в коллективе то, что не сделает в инд. Больные нач помогать более тяжелым больным.

Сейчас Ц - она считает, что групп занятия д быть как основа. Именно речь требует широкого соц контекста

 

23. 23 локализация речи и разных форм афазии. Надо сказать про фс речи, про схему, какие зоны. При пораж любой зоны возникает то или иное нарушение.

 

24. 24 обще методы восстановления речи при афазиях.

Мы р - давали классификацию. Надо перечислить. кот применяются при всех формах афазии.

Главное - не сам метод, а на что направлен.

25. 25 личность при афазии. Очень обширный. На лекциях не касались. Смотреть в книге. Суть - при раб с больными учитываем личность. Дает опора на личность. Различ вещи у разных людей сохр по - разному. Смотрим какая профессия, интересы.

Работая с больным - не просто по методикам, снимаем патологич установки, формируем мотивацию. интерес. Поддерживаем веру в успех.

В целом личность при афазии вопрос мало изучен. Когда изучали вкб - афазии - мало изучены с личностной стороны. Были исследования - люди потом. Когда восст речь амнезируют некот эпизоды - как вы воспринимали мир, когда была нарушена речь - отвечают, что речь не была нарушена.

Еще момент - при афазии страдает и личность. Возникают неврозопод реакции. М депрессивные сост.

Как один из факторов. Влияющих на успешность выздоровления - личностные особенности чел - его мотивация, желание, выделяется еще фактор - общий запас жизненных сил. Если чел активный, деятельный - это положит момент.

 

26. 26 новое в афазиологии.

В тонкой книжке - в введение в нейропсихологию и восст обучение

Сегодня говорили о акустико- мнестич - это новое. Ц открыла новый фактор - наруш не объем памяти, а объем восприятия.

Еще м сказать - новый подход Ц в том, что афазия по сути является не дефектом, а компенсацией.

 

Гл моменты - подход нашей школы правильный. Но в реальности очень трудоемко. Очень большие сроки. Ц предлагает вар решения - тут проблема не в том, что делаем неправильно. Афазия - не дефект, происходит компенс перестройка. Мозг после инсульта, следуя заданным своим алгоритмам. Гл задача - сохранения жизни. В мозгу мгновенные перестройки. Формируются новые фс исходя из цели выживания . Мы когда приходим к больному видим не пораж в рез наруш реч зоны. а видим компенсации.

Мы нач работать и чтобы восстановить речь нач ломать эти системы. Ломка системы требует колоссальных усилий. Ломать труднее, чем формировать новую систему.

Пытались начать занятия сразу с больным. Понимая, что это компенсация - как с ней бороться.

Практич все восстановление разработано Цветковой

 

Новое - ее классификация. Р афазии с т зр уровней. Афазия - сенсо - мот уровень

И более высокий - там динамич, семантич, амнестич.

Им между ними акустико - мнестическая.

 

Еще м сказать про новый подход в восст обучении - с использованием компьютерных технологий. Позволяет работать с процессами, кот ранее были недоступны. Есть работы с первым блоком. При некот заболеваниях - главное наруш работа первого блока. Чел теряет активность. Снижается темп психич деят. Смотришь - и клонит в сон.

Возникает идея, что можно работать с использование компьютера. Компьютер может стимулировать. Включаем больного в компьютерную деят. И эта деят больного стимулирует.

Воздействуем на глубинные подкорк структуры мозга. И раньше можно было попеть, походить. Но компьютер позволяет воздействовать более активно.

 

Использование компьютеров - планируется сделать сайт - с примерами использования методик. Часто для работы используются иллюстрации из детских книг - это не всегда хорошо для больного. Если есть внутр сопротивление - это тормозит.

Эти методы за рубежом давно используются. Наша задача - у нас другой подход. Для нас они особой пользу не несут. Есть сайт - где выложена программа - по восстановлению. Там многое вызывает вопросы

 

 

27. 27 невербальные методы при восстановлении

Начинать с метода фишек. рисования

Пиктограммы - Ц немного о нем пишет. Он не совсем работает. Был предложен для раб с неречевыми больными. Было предложено общаться с пом пиктограмм. В реальности этого нет. У больных страдает не только речь. Но и символич восприятие.

Часто и в книгах по детской нейропсихологии - придумывают методы. Но описывать метод надо апробировать - это длит и сложный процесс.

Книги Ц - там описаны методы и за каждым методом - годы испытаний.

 

28. 28 метод пограммированного восстановления речи

 

Тоже подход Ц - для восстановления той или иной функции используется спец программа. Работая по программе - достигаем результат. Можем помочь действие, если разбиваем его на поддействия.

Напр если проблема с речевым слухом. Чел не понимает тот или иной звук. Можем разбить процесс звукоразличения на ряд этапов - кладем картинку, называем предмет. Чел слышит звучание, воспринимает звук. потом может воспринять отдельно.

 

29. 29 совр классификации афазии . Критич анализ.

Это вопрос не рассматривался.

Мы знаем одну. Другие базируются на других основаниях. Наша задача их знать и не применять

Надо начать разговор с Вернике.

Класс сущ много. Все они не дают те возможности. кот дате Лурьевская. Т к базируются на других основаниях

Напр плавная неплавная афазия. Выделяется не мех, а частная предпосылка. Западные - построены не на выделении механизма.

 

30. 30 афазия и др психич процессы. Имеется ввиду связь наруш речи с другими психич процессами.

Вначале сказать про наруш речи. Как она связана с др психич процессами

Речь опосредует все другие

Восприятие становиться предметным. Мышление категориальным. Память осознанной

Поэтому когда говорим про восстановление - опираемся на системное строение и учитываем связь с другими процессами.

Когда занимаемся восст при семантич - занимаемся не только речью. Но восприятием пространства. не решим - не восстановим речь

При акустико - мнестич - восстанавливаем не только речь, но и образы - представления.

 

Самое главное - целостное понимание.

 

Литература

Надо читать учебник. Или «восст впф» или «реабилитация»

 

Читать «афазии и восстановит обучение» там все в сжатой форме.

И «нейропсихологич реабилитация больных» была переиздана под название «восстановление впф»

 

Есть еще книга - краткая «введение в нейропсихологию и восстановит обучение» - там не все вопросы

Кто хочет более глубоко

В серии психологи отечества «афазиология. Новый подход»

Продаются в психолого соц институте.

Что кас восстановления «восстановительное обучение» готовится к переизданию. Там приводятся примеры работы с больными. Она в большей степени нацелена на практич деятельность.

 

И книги Лурия.

«восстановление функций мозга после военной травмы»

«травматическая афазия»

В этих книгах обобщен опыт работы психолога в годы войны. Там описан подход, нет четких

методик.