ВОПРОС 57: Почему христиане столь неинтеллектуальны?
В журнале Free Inquiry британский биолог Ричард Докинс называет религию ментальным вирусом, лжеверой, которая поражает разум так же, как вирус вторгается в те-ло. Давайте рассмотрим симптомы, говорит Докинс. Люди не становятся религиозными вследствие трезвого рассуждения и взвешивания имеющихся фактов. Верой можно «заразиться», как заражаются гриппом. Она распространяется от человека к человеку, подобно инфекции, особенно в семьях. По мнению Докинса, проповедник выступает в роли переносчика инфекции. Так называемые «возрождения» на самом деле не что иное, как религиозная эпидемия.
Конечно, это довольно ловко состряпанная биологическая метафора, но я хочу сказать, что ее автор весьма поторопился с вынесением диагноза, как, впрочем, и другие, обвиняющие христиан в неумении мыслить рационально. Правда, многие из нас приобщаются к вере в родительском доме, однако наш путь познания духовных истин всегда зависит от истинности нашей веры.
Неважно, что мы узнали о религии в детстве, — все мы в свое время пережили момент посвящения себя вере, потому что каждый на собственном опыте и на примере других убедился в ее истинности. В отличие от других религий, христианство никому не предлагает мистический опыт и не подавляет разум. Напротив, содержание Писания связано с реальными историческими событиями, подтвержденными весомыми свидетельствами, начиная низведением огня с неба на горе Кармил пророком Илией, и заканчивая публичным распятием Иисуса и Его воскресением.
Называя религию вирусом, Докинс игнорирует историческую природу христианства. Он считает, что люди становятся верующими исключительно под действием эмоций.
Человечеству уже много раз предлагались подобные мифы о религии как о «подпорке» для слабаков. Карл Маркс называл религию «опиумом для народа»; Зигмунд Фрейд заклеймил ее как разновидность невроза.
Однако заметим, что ни Докинс, ни Маркс, ни Фрейд так и не смогли доказать, что религия — душевное заболевание. Не мудрствуя лукаво они заявили о лживости христианства и приложили немало интеллектуальных усилий, чтобы объяснить, почему люди до сих пор верят в Бога. Их аргументация бессмысленна, как бег по кругу: сначала они доказывают, что христианство ложно, а затем, чтобы убедить всех в своей правоте, называют веру болезнью.
Истинная христианская вера не может заразить человеческий разум, потому что она уважает его. В сущности, христиан можно считать самыми здравомыслящими из людей. Если мы признаем истину истиной, нам не страшен никакой честный и прямой вопрос. Нам не нужно прятаться от трудных вопросов. А так как Христос, как мы знаем, есть воплощение истины, мы имеем полную свободу задавать другим довольно жесткие вопросы и не бояться вопросов встречных, возможно, очень недоброжелательных.
Поэтому искренний поиск истины — неизменный спутник христианской веры.
Века и века великие христиане своей жизнью являли торжество незаурядного интеллекта. Именно верующие создавали величайшие произведения искусства, совершали грандиозные научные открытия и внесли огромный вклад в историю западноевропейской цивилизации.
Вот один из фактов, которые не желает признавать светская культура, — судьба голландского художника Винсента Ван Гога. Его жизни был посвящен очень популярный французский фильм, из которого вы, к сожалению, ничего не узнаете о настоящем Ван Гоге, потому что стержень его жизни — глубокая христианская вера — в фильме просто отсутствует.
В молодости Ван Гог хотел стать пастором, однако после отчисления из семинарии его мечты разбились. Не отчаявшись, он начал проповедовать Евангелие бедным шахтерам, деля с ними трудности жизни. Но он не достиг поставленной цели: у него появились признаки душевного нездоровья, а денег не стало.
И тогда он обратился к живописи. Он создал сотни замечательных картин. Он сражался со своей болезнью до тридцати семи лет, когда под влиянием губительных для разума психических нарушений совершил самоубийство.
Эта история трагична, но не менее трагично то, что мы никогда не слышали об этом. В исторических книгах история Ван Гога подается, как правило, в урезанном виде, а любые ссылки на его христианскую веру просто вырезаются.
Ван Гог не был одинок в своей вере. Всем известно имя великого Рембрандта, однако не все знают, что он был истово верующим человеком. Всем известно, что поэт Сэмюэль Колридж в 1960-х годы стал кумиром в субкультуре наркоманов: немало стихотворений он сочинил под воздействием опиума. Однако никто не сказал о том, что Колридж освободился от рабства наркотиков после того, как с верой обратился к Иисусу Христу.
Многим известно, что композиторы Бах и Гендель были христианами. А кто знает, что Вивальди был священником, которого за его ярко-рыжие волосы звали Рыжим Пастором? Антонин Дворжак, автор замечательных Славянских мелодий, тоже был истовым христианином. Верным лютеранином был Феликс Мендельсон, родители которого были иудеями.
Ученые труды Коперника, Кеплера, Ньютона и Паскаля изобильно несут хвалу Творцу.
Многие замечательные мастера английской литературы были верующими. Вспомним, к примеру, Джона Донна, написавшего такие чудесные стихи, как «Смерти нечем гордиться», «Человек — не остров», «Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе».
А Джон Мильтон — создатель эпической поэмы Потерянный рай, в которой он так правдиво показал «пути Бога к людям». А как невероятно богат ни с чем не сравнимый язык поэта-христианина Джерарда Мэнли Хопкинса, сказавшего: «Мир напоен великолепием Божьим. Его пламя множится дивным сиянием искрящихся отблесков».
Своим трудом и талантом христиане внесли большой вклад практически во все области искусства и просвещения. Несмотря на это, исторические книги упорно молчат о том, какую огромную роль, сыграла вера в создании нашей культуры. Цель такой политики ясна: принизить роль христиан в глазах неверующих людей, изображая верующих самоуверенными невеждами. В результате христиане оказались отделенными от богатого культурного и интеллектуального наследия, которое по праву принадлежит им.
К началу страницы