ВОПРОС 49: Мой друг говорит, что христиане всегда пытаются навязывать другим свою мораль. Разве люди не имеют права самостоятельно решать, что добро, а что — зло?

Этот вопрос перекликается с нашей дискуссией о науке и о природе вселенной. Многие современники, считая вселенную результатом действия случайных факторов, приходят к выводу, что человеческая этика тоже развивается по законам случайности. Я сам по своему желанию выбираю для себя ценности, в которые верю или не верю.

Социолог Роберт Белла говорит, что современным американцам присущ так называемый радикальный индивидуализм. В своей книге Habits of the Heart (Привычки сердца) он приводит данные опроса, в котором участвовали более двухсот американцев, принадлежащих к среднему классу. Оказывается, в большинстве случаев их жизненная философия не выходит за рамки удовлетворения индивидуальных потребностей.

Нельзя сказать, что американцы безразличны к другим. Многие из тех, с кем беседовал Белла, очень преданы своим супругам, семьям и кругу своих друзей. Но когда он спрашивал их, почему все это их волнует, все они в качестве причины называли личное предпочтение: «Мне так спокойнее», «Мне от этого хорошо» или «Мне кажется это правильным».

Видно, что представления большинства людей о критериях нравственного выбора основаны на одном — личном мнении. Большинство не может понять, что такие категории, как этика и мораль, базируются на чем-то превосходящем их личности и чувства.

Один телекомментатор был необычайно заинтригован моим рассказом об обращении к Христу, но когда разговор коснулся этики, он посмотрел на меня вопросительно: «Значит, чтобы стать хорошим человеком, нужно обязательно быть христианином? А разве атеист не может быть таким?».

Подумав несколько секунд, я ответил: «Атеисты тоже могут быть праведны, но их праведность скорее импульсивна. У неверующего нет объективного мотива, чтобы стать образцом нравственности, у него нет не зависящего от него главенствующего критерия».

Моральные принципы, не подкрепленные ничем кроме личных мотивов, очень неустойчивы. Чувства изменчивы, противоречивы, что особенно характерно в подростковом возрасте. Какому побуждению должен следовать подросток? Откуда он узнает, какой мотив верен? Мораль, основанная исключительно на личном выборе, порождает негативные поступки. Таков прагматический вариант ответа на вопрос, почему люди не имеют права самостоятельно решать, что хорошо и что плохо.

Более глубокий анализ вновь отправляет нас к вопросу о вере в сотворение вселенной. Бог, создав вселенную и человечество, дал окружающему миру и людям объективную реальность. На этой объективной реальности основываются все библейские критерии добра и зла, которые учат, как жить в согласии с ней. Именно эти объективные нормы даны нам как этическое руководство при выборе поведения.

Великий русский писатель Александр Солженицын говорит, что граница, разделяющая добро и зло, проходит не между властями и силами, а через сердце каждого человека. Если люди считают правильным только свое мнение, значит, у них нет средств борьбы со злом в себе и возможности делать добро для других.

Твердая убежденность в том, что этические принципы отнюдь не продукт человеческого разума, делает их обязательными для людей. Если я хорош только потому, что я хочу быть таким, у меня есть право быть плохим, когда заблагорассудится.

К началу страницы