Резюме раздела

1. Основание дедуктивных принципов Фикха — Иджмы и Кийяса (Иджтихада), было заложено во времена Праведных Халифов.

2. Быстрое расширение территории Исламского государства привело к тому, что Мусульмане неожиданно соприкоснулись с новыми культурами, а это породило огромное множество новых вопросов, неимевших конкретного урегулирования в законах Шариата.

3. Потребность в Фатвах неуклонно возрастала, и Праведные Халифы постепенно установили определенный порядок (процедуру) для достижения решений при минимальных разногласиях в процессе осуществления Иджтихада.

4. Сахаба, как правило, тоже придерживались процедур принятия решений, которые помогали им избежать жестких, неизменных правовых норм.

5. Единогласие Праведных Халифов и Сахаба по вопросу о принятии правовых решений, Фатв, способствовало единству и не оставляло никакого или практически никакого места для фракционности внутри Исламского сообщества.

6. В период Праведных Халифов существовал только один Мазхаб. Такой единый подход к Фикху предотвращал зарождение Мазхабов, оторванных от государства, и так было вплоть до самого конца этого периода.

7. Особый акцент делался на изучении Корана широкими массами, а чрезмерное цитирование Хадисов не поощрялось.

8. Несмотря на существование различий в подходе некоторых из Сахаба к вопросу использования личного мнения, это различие в действительности не привело к фракционности в рассматриваемый период.

9. Что касается Фикха, то в данном отношении сохранялся один общий подход, т.е. продолжал существовать один-единственный Мазхаб. Однако разная практика таких Сахаба, как Ибн 'Умар в Медине и Абдулла Ибн Масуд в Куфе (Ирак) в отношении использования личного мнения может рассматриваться как самое начало, или предвестники, разделения
Исламских ученых на различные Мазхабы.