О ДНЕ ВЕЧНОСТИ И О БЕДСТВИЯХ ЗДЕШНЕЙ ЖИЗНИ.

1. [366]. О, блаженное жилище вышнего града! О, пресветлый день вечности, его же ночь не помрачает, и верховная истина озаряет непрестанно. День всегда радостный, всегда безмятежный, никогда не изменяемый! О, когда бы просиял тот день, и все бы временное конец приняло! И сияет он святым непрестанно лучезарным светом, а странникам на земли издалека лишь виден, и точно в зерцале.

2. [367]. Знают граждане небесные, как радостен тамошний день, стенают изгнанники, сыны Евы, что здешний день горек и несносен. Малы и злы дни нынешнего века, исполнены скорбей и бедствий: тут человек оскверняется множеством прегрешений, сплетен, множеством страстей, стеснен всяческим страхом, развлечен множеством забот, рассеян всяческою пытливостью, множеством сует опутан; обнесен множеством заблужений, подавлен множеством трудов; отягчен искушениями, обессилен наслаждениями, измучен нищетою.

3. [368]. О, когда будет конец такому множеству бед! Когда освобожусь я от несчастного рабства пороку? Когда о Тебе Едином, Господи, помнить буду? Когда в полноту о Тебе возрадуюсь? Когда буду без всякой помехи в истинной свободе, безо всякой тягости в духе и в теле? Когда будет мир совершенный, мир безмятежный и безопасный, мир внутрь и вне, мир крепкий отовсюду? Иисусе Благий, когда восстану и узрю Тебя? Когда славу царствия Твоего созерцать буду? Когда будешь Ты мне вся во всех? О, когда буду с Тобою в Царствии Твоем, еже уготовал еси возлюбленным Твоим от века? Оставлен я, нищий и изгнанник, в земле вражеской, где война каждый день и беда великая.

4. [369]. Утешь меня в изгнании, укроти скорбь мою; к Тебе все желание мое воздыхает. Ибо все мне бремя, все, что здешний мир предлагает в утешение. Из глубины желаю Тобою насладиться, и не могу достигнуть. Жажду прилепиться к небесному, но давят меня к низу временные вещи и неумерщвленные страсти. Духом надо всем хочу возвыситься, а плоть против воли нудит меня ей покориться. Так я, несчастный человек, борюсь сам с собою, и сам себе стал несносен: дух к верху зовет, а плоть увлекает к низу.

5. [370]. О, как страдаю я внутренно, когда духом помышляю о небесном, и вдруг на молитве роем встречают плотские помышления. Боже мой, не удалися от меня, и не отступи в гневе от раба Твоего. Блесни молнию и разженеши я; посли стрелы Твои и смятутся (Пс.I43,6) все мечтания вражие. Собери все чувства мои к Тебе, сотвори мне забыть все мирское; дай скоро отринуть и презреть порочное мечтание. Помоги мне, Истина Вечная, да не подвижит меня ни единая суета. Прииди, небесная сладость, и да бежит всякая нечистота от лица Твоего. И еще прости мне и отпусти милостивно, когда что иное разве Тебя в мысли держу на молитве : - исповедуюсь воистину, что привык я оставлять себя в великой рассеянности, и где телом стою или сижу, там часто нет меня вовсе, но там больше присутствую, куда уносит меня помышление.Там нахожусь, где находится мысль моя. Там часто бывает мое помышление, где любовь моя, и то всего чаще приходит мне на мысль, что по природе меня услаждает или по привычке нравится мне.

6. [371]. О сем явно гласит и Твое слово. Вечная Истина: идеже естъ сокровище твое, ту будет и сердце твое (Мф. VI 21). Если люблю небо, охотно помышляю о небесном. Если мир люблю, радость моя о сладостях мирских и печаль моя о бедствиях мира. Если к плоти любовь у меня, всего чаще воображаю плотское: если к духу, то о духовном помышляю в сладость. Что люблю, о том охотно и говорю и слушаю, того и образ в дом свой уношу с собою. Но блажен человек тот, кто ради Тебя, Господи, все сотворенное отпустил от себя на свободу, кто осоливает природу, и похоти плотские распинает духовною ревностью, да принесет Тебе в ясной совести чистую молитву, и да будет достоин стать в лике ангельском, упразднив и внутрь и вне себя все земное.