Трансформация философии

Теперь рассмотрим следствия для понимания поэзии и языка: в каждом подлинном восприятии происходит не подведение некоторого «случая» под «понятие», а воспринимается особое, своеобразное сущее, и все же это сущее одновременно поистине принимается «как нечто». Первый диалектический момент соответствует оптической точке зрения, говоря языком Канта: чувственному воздействию; второй момент соответствует пониманию бытия, просвету бытия [открывающемуся] ко всеобщей сущностной полноте. Этот второй момент есть, очевидно, систематическое место языка: язык не предполагает, как в платонизме, уже окончательно сложившееся царство идеальных значений, которому он только причастен, но через него и в нем «всеобщее», смысл бытия впервые достигает формы устойчивой структуры значений. Всякий раз, когда человек, исходя из своих жизненных отношений, обретает понимание сущего в его сущности, бытие уже устраивается в доме языка. И если даже, анализируя психологически, интуитивно усматриваемая сущность поначалу еще невыразима, то, раскрываясь вообще как отчетливое значение из единого «бытия», она входит в сферу влияния языковой структуры. Это особенно ясно проявляется в парадоксальных формулировках мистики, где невыразимое проясняется via negationis et eminentiae.' Поэтому Хайдеггер серьезно может говорить о языке как «доме» бытия или как о «просветляюще-утаивающем явлении бытия»." В этой последней диалектической формулировке одновременно учитывается вся критика языка и все же подчеркивается, что язык может быть преодолен, может критиковаться и корректироваться только языком. Здесь мы, к сожалению, не мо-

«земли и неба», является основным логическим и эвристическим принципом в феноменологии Хайдеггера. Ему предстояло определить встречу и диалог с «Феноменологией духа» Гегеля, т.е. с «диалектикой» как другой великойпо-пыткой спасти феномен смысла мира и при этом все же понимать его исторически.

Ь) О понятиях «значимости», «подлинного восприятия», «деятельности»,«стиля жизни», «истины» в отличие от чисто объективной [sachlicher] (соответствующей фактам) или формально-логической «правильности» ср. также философскую работу Э. Ротхакера, которую мы, учитывая то существенное, что имеет место в его совершенно самостоятельных начинаниях, хотели бы также включить во вторую, экзистенциально-герменевтическую фазу феноменологии. ' отрицательный и превосходный путь (лат.). Речь идет об апофатической характеристике (отрицание определенных предикатов: нечто не есть то-то и то-то) и о характеристике, даваемой путем приписывания предикату превосходной степени (например. Бог сверхблаг). - Прим. ред. 12Heidegger, Brief fiber den Humanismus, Bern, 1947. [Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 199.]