Средневековые лады европейской музыки
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
- Ионийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
- Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
- Дорийский лад — внешне минор с высокой шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
- Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
- Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
- Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
- Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад | Наклонение | Особенности | |
Ионийский | Мажорное | Натуральный | |
Лидийский | Мажорное | IV ступень высокая | |
Миксолидийский | Мажорное | VII ступень низкая | |
Эолийский | Минорное | Натуральный | |
Фригийский | Минорное | II ступень низкая | |
Дорийский | Минорное | VI ступень высокая | |
Локрийский | Полутон + Два тона + Полутон + Три тона |