BОсновные термины и определения

UВремя движения на перегонеU – время, за которое автобус преодолевает участок маршрута.

UВремя оборотного рейсаU – время, за которое автобус совершает полный оборот на маршруте.

Время оборотного рейса может быть рассчитано, как сумма времен преодоления маршрута – времени движения tRдвR, простоя на остановочных пунктах tRопR и отстоя на конечных пунктах tRко

tRобR = ∑tRдвR + ∑tRопR +tRкоR . (3.1)

UТехническая скоростьU VRтiR определяется по участкам маршрута как отношение пробега транспортного средства к затратам времени на движение, включая задержки, вызванные условиями дорожного движения, за исключением простоев на остановочных пунктах

(3.2)

где lRiR – длина i-ого участка (перегона) маршрута, км.

tRдвiR – время движения по i-ому участку (перегона) маршрута, ч.

UСредняя техническая скоростьU (VRтсрR) – определяется по маршруту в целом

(3.3)

где lRмR – длина маршрута, км.

ΣtRдвR – время движения на маршруте, ч.

UСкорость сообщенияU VRсR – то же, что и техническая, но дополнительно учитывают задержки на промежуточных остановочных пунктах

(3.4)

UЭксплуатационная скоростьU VRэR - то же, что и сообщения, но дополнительно учитывают задержки на отстой на конечных пунктах маршрута

(3.5)

Необходимо помнить о соотношении скоростей

VRтR>VRсR>VRэR.

Нормирование скоростей преследует цель найти баланс между такими задачами, как обеспечение наименьших сроков доставки пассажиров, обеспечение точной регулярности движения автобусов с учетом оптимального использования транспортного средства, обеспечение безопасности движения, выполнение технико-экономических показателей использования автобусов и производительности труда водителей.

Предлагаемая методика предусматривает возможность определения оптимальной скорости сообщения и норм времени на движение между контрольными пунктами и по маршруту в целом для различных условий движения с обоснованием допустимых отклонений от нормативного времени.