BОсновные термины и определения
UВремя движения на перегонеU – время, за которое автобус преодолевает участок маршрута.
UВремя оборотного рейсаU – время, за которое автобус совершает полный оборот на маршруте.
Время оборотного рейса может быть рассчитано, как сумма времен преодоления маршрута – времени движения tRдвR, простоя на остановочных пунктах tRопR и отстоя на конечных пунктах tRко
tRобR = ∑tRдвR + ∑tRопR +tRкоR . (3.1)
UТехническая скоростьU VRтiR определяется по участкам маршрута как отношение пробега транспортного средства к затратам времени на движение, включая задержки, вызванные условиями дорожного движения, за исключением простоев на остановочных пунктах
(3.2)
где lRiR – длина i-ого участка (перегона) маршрута, км.
tRдвiR – время движения по i-ому участку (перегона) маршрута, ч.
UСредняя техническая скоростьU (VRтсрR) – определяется по маршруту в целом
(3.3)
где lRмR – длина маршрута, км.
ΣtRдвR – время движения на маршруте, ч.
UСкорость сообщенияU VRсR – то же, что и техническая, но дополнительно учитывают задержки на промежуточных остановочных пунктах
(3.4)
UЭксплуатационная скоростьU VRэR - то же, что и сообщения, но дополнительно учитывают задержки на отстой на конечных пунктах маршрута
(3.5)
Необходимо помнить о соотношении скоростей
VRтR>VRсR>VRэR.
Нормирование скоростей преследует цель найти баланс между такими задачами, как обеспечение наименьших сроков доставки пассажиров, обеспечение точной регулярности движения автобусов с учетом оптимального использования транспортного средства, обеспечение безопасности движения, выполнение технико-экономических показателей использования автобусов и производительности труда водителей.
Предлагаемая методика предусматривает возможность определения оптимальной скорости сообщения и норм времени на движение между контрольными пунктами и по маршруту в целом для различных условий движения с обоснованием допустимых отклонений от нормативного времени.