BОсновные термины и определения
UПассажирообмен остановочного пунктаU (пасс/ч, пасс/сут) – суммарное количество пассажиров, вошедших и вышедших в транспортные средства на остановочном пункте в единицу времени.
UПассажирооборот (объем транспортной работы) U(пасс-км/ч, пасс-км/сут и т.д.) – количество выполненных за единицу времени пассажирокилометров. Различают пассажирооборот по участкам маршрута и суммарный маршрутный пассажирооборот.
UСредняя дальность поездки пассажираU U(км)U - среднее значение длин всех пассажирских корреспонденций на маршруте в единицу времени.
Материалы обследования пассажиропотоков являются основной информацией для планирования работы автобусов на маршруте. Обработка информации и расчет показателей проводятся в определенной последовательности. Различают пассажиропоток по участкам маршрута и суммарный пассажиропоток на маршруте (объем перевозок пассажиров).
На основании протоколов обследования маршрута регулярных перевозок (прил. 1) составляется сводная ведомость (табл. 2.1) пассажиропотоков по маршруту, в которую заносятся суммарное количество пассажиров, вошедших и вышедших на каждом остановочном пункте в течение обследуемого часа. Рассчитываются суммарный пассажирообмен остановочного пункта; количество пассажиров, перевозимых по каждому перегону; протяженность каждого перегона; наполняемость, рассчитанная по результатам глазомерного учета (табл. 1.1).
Основными показателями маршрута являются.
1. Часовой пассажиропоток (QRчR, пасс.)
(2.1)
где i – номер остановочного пункта,
N – общее количество остановочных пунктов маршрута,
QвошRiR, QвышRiR – соответственно, количество вошедших и вышедших на остановочном пункте пассажиров, пасс.
2. Пассажирооборот по участкам маршрута (PRjR, пасс-км) и часовой пассажирооборот маршрута (РRчR, пасс-км), определяемый по формулам (2.2) и (2.3) соответственно
(2.2)
где QRjR – пассажиропоток на j-м участке маршрута, пасс.,
lRj R - протяженность j-го участка маршрута, км.
(2.3)
1. Коэффициент неравномерности пассажиропотоков по участкам маршрута
(2.4)
где QRmaxR – пассажиропоток на максимально загруженном участке маршрута, пасс.,
QRсрR– среднее значение пассажиропотока, пасс.
(2.5)
Таблица 2.1
Сводная ведомость пассажиропотоков маршрута
№ ост. пункта | Кол-во вошедших пассажиров, QвошRiR, пасс. | Кол-во вышедших пассажиров QвышRiR, пасс. | Пассажиро-обмен останов. пунктов Пi, пасс. | Участок марш-рута | Пассажиропоток по участкам маршрута Qij, пасс./ч | Протяжен-ность участка lRijR, км | Пассажирооборот по участкам маршрута PRijR, пасс.-км | |||||
табличный метод | глазомер-ный метод | табличный метод | глазомер-ный метод | |||||||||
1-2 | ||||||||||||
2-3 | ||||||||||||
3-4 | ||||||||||||
… | … | |||||||||||
… | ||||||||||||
n-1 – n | ||||||||||||
n | ||||||||||||
Итого | QRчR | QRчR | ---- | ---- | ---- | ---- | lRмR | PRчPRтP | PRчPRглP | |||
2. Средняя дальность поездки пассажира, км
(2.6)
- Коэффициент сменяемости пассажиров
(2.7)
где lRмR – протяженность маршрута: , км.
- Средний коэффициент наполнения автобусов
(2.8)
где qRнR - номинальная вместимость автобуса, пасс.,
QRА R - среднее количество пассажиров, перевозимых одним автобусом за час, пасс.
(2.9)
где hRаRRфактR – фактическая частота движения автобусов, ед./ч.
- Планируемый часовой доход автобусного маршрута, руб.
(2.10)
где KRлR– коэффициент, учитывающий доли пассажиров, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда,
FRфактR– фактическая тарифная ставка на маршруте, руб./пасс.
- Расчетная единая тарифная ставка на маршруте, руб.
(2.11)
где S – себестоимость перевозки, руб./пасс-км.