Протест против военной интеревенции в Ливии ширится

Позицию, занятую по отношению к военной операции в Ливии глобальными средствами массовой информации, можно было бы охарактеризовать как «власти и СМИ против мнения своих народов».

Накануне военного вмешательства «международного сообщества» в Ливии не одно рейтинговое американское агентство провело широкий опрос населения на предмет отношения американцев к ливийскому конфликту. Данные опроса были широко опубликованы. Средства массовой информации в США запестрели заголовками: «Две трети американцев против какого-либо участия Америки в ливийских событиях». По данным рейтингового агентства Rasmussen Reports, 63 процента американцев заявили, что Америка не должна вмешиваться в события в Ливии, 15 процентов не определились и только 22 процента не имели ничего против американского участия в разрешении ливийского конфликта. Добавим, что с начала ливийских событий большинство американских военных экспертов, включая шефа Пентагона Роберта Гейтса и директора Национальной разведки Джеймса Клаппера, скептически относились к необходимости США принимать участие в военном конфликте.

Политическое руководство США не только проигнорировало мнение ведущих военных экспертов о желательном невмешательстве в конфликт, но и возглавило военную операцию в Ливии. Несмотря на мелькавшие в ряде изданий заголовки о том, что «США присоединились к операции против Каддафи», точнее суть американской роли в ливийских событиях обозначило специализированное военное издание США “Stars and Stripes”, озаглавившее субботний (19 марта) репортаж о брифинге в Пентагоне в терминах американского лидерства в военной операции: «Ведомая Америкой коалиция начинает атаки на ливийские ПВО». <…>

По словам руководителя Объединенного командования вице-адмирала Уильяма Гортни,… операция также нацелена на подавление наземных сил Каддафи, при этом коалиция не будет ударять по Бенгази, а напротив, нацелится на «критические узлы», сконцентрированные в Триполи. …Как ни пытайся обелить цели «международного сообщества», и в этом заявлении военного обозревателя четко выражено намерение выступить против законного правительства Ливии, всей мощью коалиционных сил поддержав мятежников и не заботясь о неизбежных материальных и физических потерях, которые понесут от такого непрошенного вторжения «мирные жители». … Ливийское телевидение сообщает об ударах по гражданским объектам, гибели людей, в том числе о том, что в результате одного из авиаударов пострадала больница <…>

Операция международных захватчиков носит название «Одиссей. Рассвет». И аналитики до недавнего времени не исключают не только переход сил альянса к наземным операциям, но и физическое уничтожение Каддафи – «рассвет» для ливийской демократии. Хотя с 20 марта тон сменился. Председатель объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майкл Маллен заявил в эфире американской телекомпании NBC, что «бесполетная зона в воздушном пространстве фактически введена и «международной коалиции удалось за 24 часа добиться значительного прогресса, остановив наступление сил ливийского лидера Муаммара Каддафи в Бенгази", «цели операции в Ливии ограничены, в них не входит свержение диктаторского режима Каддафи» <…>

Возмущены агрессией международного сообщества в Ливии и «среднестатистические» жители британской столицы. Ряд английских общественных организаций призвали 20 марта созвать демонстрацию протеста. Демонстрация против военной агрессии в Ливии прошла на Даунинг-стрит в Лондоне <…>

Пацифистское движение «Stop war» разместило на портале стратегического центра Ekklesia воззвание-манифест против интервенции в Ливии. «Речь не идет о «точечных» бомбардировках, - говорится в тексте британской коалиции «Остановим войну» (3), - а о оружии массового поражения». Авторы манифеста подчеркивают, что «военная интервенция в Ливию не только не освободит ливийский народ, но усилит конфликт в арабском мире». Напоминают о «невыученных уроках Ирана и Афганистана» <…>

В заявлении национального бюро французского общественного движения, озаглавленном «Нет империалистической агрессии в Ливии», в частности, говорится: «Комитет Вальми считает, что французы в подавляющем большинстве враждебны новой военной авантюре, империалистический характер которой не может быть замаскирован под алиби войны с гуманитарными целями. Мы осуждаем этот новый пример авантюрно-воинственного характера атлантистского, просионистского, компрадорского правительства нашей страны...» <…>

В заключение документа говорится: «В интересах народов не поддаться манипуляциям политиков и СМИ с их так называемым правом на «гуманитарное» вмешательство, которое есть не что иное, как уничтожение права народов располагать собой по собственному усмотрению <…>

 

17. Специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы запретили использовать в рекламе нового екатеринбургского жилого квартала «Зеленая роща» жаргонное выражение «Офигеть!», посчитав его оскорбительным и поэтому противоречащим законам о рекламе. Однако, согласно опросу, проведенному сотрудниками УФАС, более 52% жителей города считают допустимым использование этого слова, тогда как недопустимым – только 44% екатеринбуржцев. По словам специалистов службы, примерно 30% опрошенных считают данную рекламу оскорбительной. Кроме того, реклама стала причиной споров в научных кругах Екатеринбурга. Согласно экспертной оценке, составленной по запросу УФАС на кафедре этики, эстетики, теории и истории культуры Уральского госуниверситета имени Максима Горького, жаргонизм считается «оскорбительным, создающим непристойные и оскорбительные образы, сравнения, выражения, и, следовательно, недопустимым к использованию в рекламе». Другого мнения придерживаются преподаватели факультета связей с общественностью и рекламы того же вуза. Они полагают, что «глагол "офигеть" не содержит в своем значении смыслов, связанных с намерением кого-либо оскорбить, и не является оскорбительным». Представители власти поддержали мнение консервативных лингвистов.

А что думаете по этому поводу вы? Постарайтесь привести подобные примеры из современной рекламы.

18. Прочитайте следующий рекламный текст, представленный на лингвистическую экспертизу. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный перед экспертом: «Содержится ли в тексте утверждение о безвредности для здоровья рекламируемой алкогольной продукции?». Ответ аргументируйте.

Пять озер: в чем тайна сибирской воды?

Несмотря на кризис, сибиряки прибавили в 2009 еще 5% российского рынка, и за водкой «Пять озер» закрепился статус самой продаваемой сибирской водки в мире»

В чем же загадка такой популярности? Главное в «Пяти озерах» - это вода и еще раз вода. Сегодня, когда на некоторые этикетки в магазинах приходится смотреть зажмурившись, потому что графа «состав» больше напоминает периодическую таблицу химических элементов, покупатели по настоящему ценят настоящее природное качество. Конечно, любая хорошая водка более безопасна для здоровья, чем напичканные консервантами и сульфитами напитки. Но даже среди своих собратьев «Пять озер» стоят особняком – несмотря на объемы производства, каждую бутылку «Пять озер» без исключения делают в Сибири на одном единственном заводе. И при изготовлении используют воду, питающую знаменитые таежные озера - Линево, Данилово, Урманное, Шайтан-озеро и Потаенное, которую местные называют «живой водой».

return false">ссылка скрыта

Верить или не верить в многочисленные легенды пяти сибирских озер каждый решает сам. Однако философия «Пяти озер»: «Сделано в Сибири» – это не просто слова. В каждой из этих бутылок действительно есть частичка первозданной сибирской тайги. сам. Однако философия «Пяти озер»: «Сделано в Сибири» - это не просто слова. В каждой из этих бутылок действительно есть частичка первозданной сибирской тайги.

 

19. Накануне празднования 65-летия Победы (2010 г.) в г. Омске появился заказанный региональным отделением КПРФ биллборд следующего содержания.

 

 

По словам первого секретаря Омского обкома КПРФ А. Кравца, это напоминание ветеранам о победе советского народа в Великой Отечественной войне. Исчерпывается ли интерпретативный потенциал данного текста этим смыслом? Какова роль поликодовых элементов в манипулятивном воздействии текста на аудиторию?

 


[1] Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М. : Флинта : Наука, 2008. 263 с. Cм. также URL: twirpx.com

[2] Коньков В.И. Необратимость речи как особенность коммуникативного акта // Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах / Доклады международной научной конференции. М. : Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. С. 120-125.

[3] Варченко В.В. Цитатная речь в медиа-тексте. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. С.7.

[4] См. Казак М.Ю. Медиатекст: сущностные и типологические свойства // Global Media Journal. Глобальный медиажурнал. Российское издание/ URL: http://test.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_kazak.htm (дата обращения 7.07.2011).

[5] См. материалы методического семинара «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ», МГУ, 22.06.2009 / URL: http://www.mediascope.ru/node/416 (дата обращения 7.07.2011).

[6] Леонтьев А.А. Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект : Альма Матер, 2008. С. 135.

[7] Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект : Альма Матер, 2008. С. 110, 103.

[8] Волков А.А. Риторический аспект языка СМИ // // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект : Альма Матер, 2008. С. 130.

[9] Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи в трех томах. Т.1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллинн : «Александра», 1992. С. 143.

[10] Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект… С. 110.

[11] См. понятие контекста как параметра речевой ситуации у Р. Якобсона, предметно-ситуативного фона у К.А. Долинина.

[12] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 24.

[13] См. Негрышев А.А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ: Учебное пособие. Владимир : ВГГУ, 2009. 144 с.

[14] Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2005. №2. С. 7-15.

[15] Сорокин Ю.А.,Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180.

[16] Freedman D. Internet transformations: old media resilience in the .new media. revolution // Media

and Cultural theory / J. Curran & D. Morley (Eds.). . London: Routledge, 2006. P. 277. Цит. по: Чичерина Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности / URL: http://edu.of.ru/attach/17/48045.pdf

[17] Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ : Учебное пособие. Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2006. С. 13.

[18] Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М. : Флинта : Наука, 2008. С. 43.

[19] Шмелева Т.В. Автор в медиатексте / URL : http://www.novsu.ru/npe/files/um/1588617/portrait/Data/avtor_v_mediatekste.html (дата обращения 7.07.2011).

 

[20] Шмелева Т.В. Автор в медиатексте…

[21] Шмелева Т.В. Автор в медиатексте…

[22] Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М. : МедиаМир, 2008. С. 50, 51.

[23] Лотман Семиосфера. СПб. "Искусство-СПБ", 2000. С. 203.

[24] 17 тенденций развития рынка. URL: http://www.eso-online.ru/obzor_reklamnogo_rynka/tendencii_razvitiya_rynka/ (дата обращения 7.07.2011).

[25] Каминская Т. Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико - прагматическое исследование: автореф. дис. … докт. филол. наук. СПб, 2009. URL: http://www.ceninauku.ru/info/page_18374.htmURL http://www.ceninauku.ru/info/page_18374.htm (дата обращения 7.07.2011).

[26] См. Моль А. Социодинамика культуры. М.: КомКнига, 2005. С. 45.

[27] См., например, утверждение А.К. Михальской, что в начале XXI века функция манипуляции общественным сознанием «властно вытесняет» все «классические» функции масс-медиа: информационную, контролирующую, развлекательную и проч.» // Михальская А.К. Язык российских СМИ как манипулирующая система // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. С. 23-25.

[28] Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект : Альма Матер, 2008. С.165-166.

[29] Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М. : МедиаМир, 2008. С. 50.

[30] Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.; Науч. ред. Я.Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. 326 с.

[31] Серлов О. Словарь благонадежных слов// «Газета. Ru», 03 ноября 2005 г. URL: http://www.gazeta.ru (дата обращения 7.07.2010).

[32] Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров… С. 9.

[33] Лурия А. Р. Язык и сознание. М : Изд-во Моск. ун-та, 1979, С. 195. См. также URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000822/st008.shtml (дата обращения 8.07.2011); Леонтьев А.А.

Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969. С. 119, 120

[34] Лурия А. Р. Язык и сознание… С. 198.

[35] Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров… С. 8.

[36] Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975. С. 92.

[37] Лурия А. Р. Язык и сознание… С. 198.

[38] Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров… С. 9.

[39] Булыгина Т.А., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. М. : Языки русской культуры, 1997. С. 44.

[40] Клушина Языковые механизмы формирования оценки в СМИ. URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28_80 (дата обращения 7.07.2011).

 

[41] Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2002. С. 103.

[42] Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 212.

[43] Цит. по: Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика… С.53.

[44] Контент-анализ как метод изучения медиатекстов. URL: // http://www.nt.am/newsday.php?p=0&c=0&t=0&r=0&year=2011&month=05&day=23&shownews=1043500&LangID=7 (дата обращения 12.07.2011).

[45] Гарифуллин Р. Контент-анализ речи премьера Путина// "Звезда Поволжья", №47 (17.12-23.12.09) . URL http://tatpolit.ru/category/zvezda/2010-05-19/3438 (дата обращения 12.07.2011).

[46] Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1990. С. 136.

[47] Bell A. Approaches to Media Discourse. London, p. 3. Цит. по: Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика… С. 54.

[48] Кожемякин Е.А. Дискурс-анализ массовой коммуникации // Global Media Journal. Глобальный медиажурнал. Российское издание / URL: http://test.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_kozhemyakin.htm (дата обращения 12.07.2011).

[49] Т. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. М. : Прогресс, 1989. С. 123.

[50] Федоров А.В. Критический анализ медиатекста, содержащего сцены насилия, на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма «Груз 200»). / URL: http://psyfactor.org/lib/fedorov12.htm (дата обращения 12. 07.2011).

[51]Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994. с. 49.

[52] Там же, с. 50.

[53] Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997. С. 60-61.

[54] Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика… С. 56.

[55] Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика… С. 59.