Пример: «Бесконечная история 2»

Весной 1989 года я работала консультантом на фильме «Бесконечная история 2» (сиквеле), который как раз снимали тем летом и должны были пустить в прокат осенью 1990. История начинивается с представления реалистичных персонажей, Бастиана и его отца, а затем перемещается в фантастический мир страны Фантазии, где мы встречаем нереалистичных, символичных и/или мифических героев. В этом фильме, большинство персонажей попадает в несколько категорий.

Из нечеловеческих персонажей можно выделить Вэмбо, Невесту Ветра, Человека-лаву, Грязевой Ком, двулицего Нимбли, дракона Фалькора и Камнекуса.

Из них Вэмбо, Невеста Ветра, Человек-лава и Грязевой Ком также являются мифическими персонажами.

Сценаристка Карин Говард рассказывает о том, как она придумывала их: «Некоторых персонажей я взяла из книги. Вэмбо – создания, которые помогают штурмовать замок. В то лето, когда я писала сценарий, повсюду висели афиши фильма «Рэмбо». Поскольку у этих созданий сходная функция, я назвала их Вэмбо. Я размышляла об ассоциациях, связанных с наступающей армией, таких как шум и облако пыли, и так получилось, что эти существа создавали иллюзию битвы посредством шума, дыма и пыли, хотя на самом деле не сражались.

Герои с Корабля тайных сюжетов – Земля, Воздух, Ветер и Лава – создавались для экспозиции. В первом фильме эту функцию выполнял патриарх, но он был болтливым философом, а мне хотелось чего-то более визуально экспрессивного. Эти эмиссары – посланники – объясняют ситуацию Бастиану. Я использовала понятия земли, ветра и огня и создала существа из грязи, ветра и огня. Чтобы углубить этих героев, я дала им имена. Придумав имена, я стала думать, с чем они ассоциируются. Музыкальное создание звучало слегка резковато и истерично, поэтому я сделала его старой девой музыки, которая олицетворяла собой звук. Грязевой комок, конечно же, должен быть ворчливым и олицетворять землю. Человек-лава – это огонь, а Невеста Ветра – ветер.

В книге есть один параграф с описанием Нимбли – посланников, похожих на кроликов. Это самые быстрые существа в Фантазии. Я оттолкнулась от этой идеи и придумала собирательный образ Нимбли, существа в кроссовках и бейсболке. Я подумала, что если он так быстро бегал, то, скорее всего, очень неуклюже тормозил или даже кувыркался. Я дала ему особую функцию – быть в услужении у ведьмы, например, шпионить. Еще мне на ум пришло слово «двуличный», и производственный отдел создал персонаж, который бы физически олицетворял это понятие. Мы этого достигли, дав этому персонажу способность выворачивать перья наизнанку, показывая свою дурную сторону наедине с ведьмой, а при встрече с Атрейо или Бастианом, положительными героями, показывать другую сторону перьев и свою хорошую личность.

Нимбли работает с Трехлицым, добросовестным ученым, мечтающим стать идеальным слугой. Он представляет собой комбинацию сумасшедшего ученого, типа Франкенштейна, и привратника в городе Старой Императрицы.

Изначально я представляла его прозрачным, чтобы можно было видеть провода и трубки, идущие сквозь тело, и похожим на робота. В итоге он превратился в волшебника в белой мантии и с тремя глазами.

В первом фильме моим любимым созданием был Камнекус. Это большое неуклюжее создание с маленькими глазками и смешной заостренной головой, которое ест камни. На одной из встреч мы придумали его детеныша, Камнекуса Младшего. В первом фильме стране Фантазии угрожало Ничто, а во втором – Пустота. Младший был голоден, потому что камни стали пустыми. Так его функция развивала тему наступления Пустоты.

Дракон Фалькор был хорошо раскрыт еще в первом фильме. Это любимый персонаж режиссера и сотрудников отдела маркетинга. Фалькор – самый эмоциональный персонаж, лучший друг. Он отлично понимает людей и обладает хорошим чувством юмора, потому что он знает человеческие слабости и всегда положительно настроен.

Все эти нечеловеческие персонажи выполняли разные функции. Нимбли и Вэмбо активно участвовали в развитии истории, Создания стихий задавали экспозицию, а Камнекусы продвигали тему фильма.

В фильме есть также и персонажи–люди. Бастиан и его отец – реалистичные герои с Земли, а остальные персонажи – фантастичные герои из страны Фантазии. Бастиан и фантастичные герои, такие как ведьма Ксаида, Императрица-дитя и воин Атрейо, также являются и мифическими героями – участниками путешествия по спасению Фантазии от Пустоты».

Карин продолжает: «Бастиан – человек, а значит, он обладает наибольшей силой воли и наибольшей непредсказуемостью. Он может сделать правильный или неправильный выбор. Он и его отец - самые многомерные герои.

С воином Атрейо была небольшая проблема, потому что он слишком положительный. В книге Атрейо завидовал Бастиану, но в фильме продюсеры хотели, чтобы эти герои были друзьями. Мы все-таки добавили немного зависти для интереса, но их отношения - всего лишь третьестепенная история, поэтому они не могли быть определяющими.

Ксаида – ведьма в Фантазии. Мне хотелось сделать ее сексуальной. Мне хотелось, чтобы она была горячей и своевольной женщиной, распевающей песни в тронном зале и бросающейся обувью, очень нетерпеливой, когда все шло, не как задумано. Императрица-дитя была очень хорошей, и вот красотка Ксаида говорит: «С меня хватит! Пришло мое время, и я, черт возьми, завоюю Фантазию». Она была вне себя, когда все ее танки и гиганты оказались неисправны. Поэтому я придумала разные забавные ситуации с неисправными вещами, и Ксаида была просто в бешенстве, когда все шло не по ее плану. Ксаида – представительница Пустоты и противница историй и игры воображения.

Императрица-дитя – еще один значимый фантастический персонаж. Я почти не потратила времени на ее образ, потому что он хорошо раскрыт в первом фильме, и у актрисы был всего лишь один съемочный день. Это чудесная маленькая девочка с тоненьким голоском, она слишком хороша для разговоров, поэтому так и хочется вложить какие-нибудь прекрасные слова в ее уста. Она не различает добро и зло. Для нее все едино, она ни о чем не судит. По-немецки ее назвали бы kitschig (т.е пустая, поверхностная), но по какой-то причине это ей подходит».

Применение:

Если в вашем сценарии есть нереалистичные герои, спросите себя:

  • Какую идею воплощает этот герой?
  • Какие ассоциации приходят на ум с этой идеей? Хорошо ли я подумал об ассоциациях и уверен ли, что они подходят моему герою?
  • Какой контекст у моего героя? Если я изменю или расширю контекст, это поможет углубить характер героя?
  • Как герой соотносится с универсальной историей жизни зрителей? Если у меня мифический герой, я продумал все элементы мифа и сделал его понятным каждому?

Заключение:

Нереалистические герои определяются четырьмя критериями: До какой степени они воплощают идею? Как именно контекст помогает определить характер героя? Какие ассоциации этот герой вызывает у зрителей? Помогает ли этот герой зрителям понять смысл их собственной жизни?

Существуют примеры очень удачных нереалистичных героев в романах и рассказах («Черная красавица», сказки братьев Гримм и Андерсена, Шарлотта в «Паутинке Шарлотты»), в фильмах («Инопланетянин», «Кинг-Конг», «Близкие контакты третьей степени») и в сериалах («Альф», «Лэсси», «Рин-тин-тин»). Недавние хиты, такие как «Бэтмен», «Супермен», «Тернер и Хуч», «Призрак оперы», показали, что на такие истории есть большой спрос, а значит, и нужда в сценаристах, способных придумывать нереалистичных героев.