И.С. Бах. Менуэт из «Нотной тетради Анны Магдалины Бах».
С образцами баховской полифонии контрастного типа. Ученик начинает знакомиться по пьесам «Нотной тетради Анны Магдалины Бах». Характерным примером её может служить Менуэт G-dur (№ 6 по изданию избранных «Двенадцати маленьких пьес» из «Нотной тетради»). Как и в других сочинениях сборника, ведущий голос здесь верхний; он наиболее развит и индивидуализирован. Вместе с тем и второй - нижний голос отнюдь не выполняет лишь роль сопровождения. Он имеет самостоятельную мелодическую линию, заключающую в себе, подобно верхнему голосу, характерные жанровые черты танца. Нижний голос дополняет верхний, придаёт общему движению более плавный характер. Как и обычно, в контрастной полифонии Баха нижний голос выходит па первый план в местах остановок верхнего. Кое-где между голосами возникают имитационные переклички. Ученику легче понять содержание Менуэта и имеющейся в нем полифонические задачи, исходя из характера танца. Возникающие художественные представления должны направить и определить собой всю работу над изучением пьесы: подсказать требуемый звук, фразировку, ритмику. Важно познакомить ученика с особенностями музыкального строения многих менуэтов, в том числе и Менуэта G-dur (плавное начало мотива, «устремление» к сильной доле второго такта и последующий мягкий спад ‘звучности). Соответственно надо разъяснить ученику и характер фразировки в менуэтах этого типа. После того как ученик познакомится с особенностями строения танца, ему становится понятной необходимость и мягкого исполнения начальных восьмых, и небольшого выделения сильной доли 2-го такта, и легкого звучания двух последующих долей. Он начинает понимать целесообразность смены пальцев на двух последних четвертях 2-го такта — звуках соль (оба соль часто играют 1 -м пальцем, вследствие чего последняя четверть становится «тяжелой»). Легче становятся и приёмы исполнения: «объединяющие» движения к 5-му пальцу с постепенным подъемом запястья и последующее мягкое «собирание» руки во 2-м также к 1-му пальцу. Понимание характера музыки дает также нужное представление о темпе исполнения: он должен быть подвижным, но не быстрым, иначе исчезает присущая менуэта плавность движения.