Ан. Александров «Кума».

Важную роль в полифоническом воспитании ученика играют обработки народных песен. Они помогают легче осмыслить выразительное значение полифонии, приобщают к полифоническим особенностям народной музыки. Превосходным образцом лёгкой обработки русской народной песни может служить «Кума» Ан. Александрова.

В пьесе три раздела, как бы три куплета песни. В каждом из них один из голосов проводит песенный напев. Другие голоса имеют характер подголосков, Приступая к работе над пьесой, надо, прежде всего, познакомить ученика с самой песней, поработать над исполнением её на инструменте. Первый «куплет» как бы воспроизводит образ Кумы, степенно заводящей разговор с Кумом. Подголоски в нижнем регистре отличаются плавностью, «чинностью» движения. Их надо исполнять неторопливо, мягким, глубоким звуком, добиваясь максимального 1еgаtо. При работе над первым «куплетом» полезно обратить внимание ученика на характерную ладовую переменность.

Второй «куплет» значительно отличается от первого. Тема переходит в нижний голос и приобретает мужественный оттенок; ей вторит весёлый и звонкий верхний голос. Ритмическое движение становится более оживленным, лад — мажорным. Большую пользу может принести одновременное исполнение их учеником и педагогом — один играет «за Кума», другой «за Куму».

Заключительный «куплет» самый весёлый и оживлённый. движение восьмыми теперь становится непрерывным, выразительную роль в изменении характера музыки играет нижний подголосок. Он написан в духе типичных народно-инструментальных сопровождений, широко распространённых в русской музыкальной литературе. Заключительный «куплет» наиболее сложен для исполнения в полифоническом отношении, здесь особенно трудно добиться контраста между партиями двух рук: певучего 1еgаtо в правой и лёгкого ассаtо в левой.

Помимо воспитания полифонического мышления, навыков исполнения разнообразных сочетаний контрастных голосов, пьеса даёт возможность поработать над певучей песенной мелодией и познакомиться с некоторыми стилистическими особенностями русской народной музыки.