Макс Фриш

«Хомо Фабер»

Жанр: Роман Время написания: Герои: · Вальтер Фабер · Герберт Хенке · Ганна · Иоахим Хенке · Сабет (Элисабет) · Место действия: Время действия: 1957 г   Особенности: · Homo Faber с латинского "человек творящий". Г-н Фабер хочет сам творить свой мир. «Faber» с латинского – «кузнец». Получается что-то вроде «человек деятельный» (хотя точно не скажу). Одновременно фамилия главного «героя» книги – Фабер. Может, игра слов и не бог весть какая, а всё ж название получилось приятным. Чего не скажешь о содержании. · Несмотря на то, что Фабер не верит в судьбу, заранее известная концовка делает книгу похожей на древнегреческие трагедии (и по содержанию тоже): над «героем» довлеет злой рок. · В.Ф. считает, что «эпоха романтики давно кончилась», его идеал — «homo faber», «человек производящий». В.Ф. гордится, что таковым является, принося пользу отдельным людям, всему человечеству. В молодости он был страстно влюблен, но покинул любимую женщину, у которой осталась от него дочь. В.Ф. полагает, что в жизни, как в математике и в инженерии, царствует логика и не может произойти ничего неожиданного. Поэтому он спокоен за себя, за свое будущее, не испытывая «придуманного Фрейдом чувства неполноценности». История В.Ф. говорит, однако, о непредсказуемости жизни, о ее трагических сюрпризах, которые никакой логике не подчиняются. · Случайно встретив девушку Елизавет (Сабет), В.Ф. полюбил по-настоящему, как способен был любить в молодые годы. Теперь он понимает, что существуют не только машины, чертежи, инженерные проекты, что есть нечто иное: природа, красота юности, великое древнее искусство, солнце, блики на воде. Неожиданное горе (Сабет умирает от укуса змеи) для В.Ф. отягощено страшным известием: Сабет оказывается его дочерью. Грех инцеста разбивает вдребезги всю жизненную программу В.Ф.: в конце концов выясняется, что его давно подтачивает неизлечимая болезнь, и, готовясь к операции, он понимает, что прожил жизнь зря, не принеся счастья близким людям, совершив в молодости предательство своей любви. Современный технократ становится жертвой рока: недаром гибели Сабет предшествует сцена в музее, где В.Ф. останавливается перед статуей богини мщения Эринии, предчувствие поселяется в холодном разуме героя, предчувствие и напоминание об экзистенциальной вине. Роман Фриша породил большую литературу, посвященную проблеме самоидентификации личности, отчуждения и потери себя. В последующих произведениях образ В.Ф. получил развитие. В 1994 г. немецкий режиссер Ф.Шлендорф снял фильм по роману Фриша; главную роль сыграл известный американский актер и драматург Сэм Шеппард.