Эжен Ионеско

«Лысая певица»

Жанр: Пьеса (антипьеса) Время написания: 1950 Герои: · Господин Смит · Госпожа Смит · Господин Мартин · Госпожа Мартин · Мэри, горничная · Начальник пожарной охраны Место действия: Лондон Время действия:Не указано Особенности: · Изображается мир, сошедший с ума, «крах реальности» · В самой драме нет никого, похожего на лысую девицу. Само словосочетание и имеет смысл, но в принципе – бессмысленно. Пьеса полна абсурда: 9 часов, а часы бьют 17 раз, но никто этого в пьесе не замечает. Каждый раз попытка сложить что-нибудь оканчивается ничем. · "Лысая певица" начинается нарушением причинной последовательности. Реплика госпожи Смит: О, девять часов. Мы съели суп, рыбу. Картошку с салом, английский салат. Дети выпили английской воды. Сегодня мы хорошо поели. А все потому, что мы живем под Лондоном и носим фамилию Смит. · Прием нивелировки личности путем наделения всех персонажей пьесы одним и тем же именем широко применяется в искусстве абсурда. Так, в пьесе Ионеско «Лысая певица» у умершего Бобби Уотсона осталась вдова, которую тоже зовут Бобби Уотсон. Так же зовут и всех их детей. Двоюродный брат, за которого хочет выйти замуж вдова, тоже Бобби Уотсоп. Зачем нужны различные имена, когда люди, по мнению деятелей театра абсурда, в сущности, неотличимы друг от друга? · Идея неспособности человека к действию проходит через всю драматургию абсурда. · Анализируя пьесу, можно прийти к выводу, что она является сатирой на английское буржуазное общество. · Для передачи абсурдности автор использует смысловые повторы. · Лысая певица" – пародия на театр и, следовательно, на определенный тип поведения. Э. Ионеско целиком погружается в банальность, самые истертые клише повседневного общения. Таким образом, через трагедию языка Э. Ионеско изображает трагедию человека. Почувствовать абсурдность повседневной жизни и языка (limbaj), их лживость, – значит, подняться над ними. · Действующие лица "Лысой певицы" – персонажи без характера, марионетки, безликие существа. В бессмысленные слова, которые они произносят, можно вложить любой смысл, сами по себе они могут выражать что угодно, комическое, драматическое или просто забавное. · "Лысая певица" – попытка продемонстрировать антитеатр198, театр абстрактный, или "необразный" (nonfigurativ199), то есть такой, чтобы он был не более, чем то, что зритель видит на сцене, так как он рождается именно и только там. · В конце пьесы язык распадается на звуки, мужчины выкрикивают гласные, а женщины – согласные, причем в том порядке, в котором они расположены в алфавите. Все кричат друг на друга, мир взрывается так же, как слова. Автор дает зрителю и читателю возможность понять, насколько быстро распадается действительность, лишенная опоры в языке. Таким образом, можно сделать вывод, что антипьеса рождена окружающим антимиром.