III этап терапии — проверка истинности неадаптивной мысли

Суть данного этапа состоит в том, что психотерапевт побуждает пациента к проверке обоснованности (валидности) неадаптивной мысли. С этой целью используются как когнитивные, так и поведенческие техники. Если проверка пациентом собственных неадаптивных мыслей показывает, что они необоснованны, беспочвенны, не опираются на объективную реальность, то возникает возможность избавиться от этих мыслей. Пациент начинает понимать, что указанные мысли связаны с особенностями его характера, воспитания, а не с реальными характеристиками среды, ситуации. После этого пациент меняет неадаптивные убеждения на адаптивные. В этой замене и состоит суть IV этапа.

 

 

Вопросы:

1. Перечислите общие черты поведенческих и когнитивных терапевтов.

2. Какая клиническая область сблизила когнитивный и поведенческий подходы? Расскажите.

3. При каких расстройствах показана когнитивно-поведенческая психотерапия?

4. Назовите задачи и цели когнитивно-поведенческого психотерапевта.

5. Перечислите наиболее распространенные поведенческие и когнитивные приёмы.

 

Литература:

1. Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с. - (Серия "Национальная медицинская библиотека").

2. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2012. - 496 с. - (Серия "Учебник для ВУЗов").

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - СПб.: Питер, 2012. - 672с.