Вторая - завоевание рынка, т.е. повышение конкурентоспособности изделия.

Первая цель достигается в большинстве стран путем проведения обязательной сертификации.

В России - в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В частности, по товарам народного потребления - Законом "О защите прав потребителей".

Вторая - с помощью так называемой добровольной сертификации.

Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации (Госстандарт России), который определяет номенклатуру товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Свидетельством того, что потенциально опасная продукция прошла обязательную сертификацию и, следовательно, безопасна в потреблении, является в наличии у потребителя, поставщика или у исполнителя услуги сертификата, а также представленный на изделии Знак соответствия.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Поскольку работы по обязательной сертификации организует Госстандарт России, то в качестве российского Знака соответствия (имеется в виду обязательная сертификация) используется отличительная эмблема Госстандарта. Это большая буква "С", означающая "Стандарт", в виде скобы, символизирующей измерения, испытания, и малая "Т" - вторая в том же "Стандарт" и одновременно - начальная в слове "Товар", который измеряется скобой. Кроме того в "С" вписана стилизованная "Р", указывающая на принадлежность данного знака России.

Знак соответствия проставляется, если это возможно, на несъемной части изделия (например, автомобиля), на упаковке (смазочные, охлаждающие жидкости, автопрепараты), либо в первичной документации (чеки, квитанции, бланки) работы с клиентурой (когда оказываются услуги, скажем, в автосервисе). В любом случае потребитель вправе ознакомиться с документацией, сопровождающей продукцию.

 

3.2.Правовые основы сертификации

 

Каждый участник рынка, преследуя свои цели может поступать так, как ему вздумается. Это не случайно, ибо свобода экономического проведения - принцип рыночной экономики. Однако свобода для одного может не только ущемлять права другого, но и причинять последнему вред. Например, с целью получения высокого дохода изготовители (поставщики) могут сбывать автомобили, не отвечающие требованиям безопасности. Именно поэтому без правового закрепления отношений между субъектами на рынке не может стабильно функционировать сам рынок и все общество.

Право- охраняемая государством возможность, свобода что-либо делать, осуществлять в рамках установленных законов, норм и правил.

В современных условиях право выполняет две основные функции: организационно-регулирующую и защитно-карательную.

Организационно-регулирующая функция права состоит в том, что для всех субъектов рынка действуют единые "правила игры" (правила деятельности, поведения). Следование этим правилам придает организованность и устойчивость всей системе.

Защитно-карательная функция права состоит в том, что с одной стороны, правосудием охраняются и защищаются интересы всех субъектов. С другой - при нарушении чьих-либо прав и наличии ущерба (убытка), виновная сторона принуждается к восстановлению справедливости и возмещению убытка.

Исходя из этого, что без потребителей нет рынка, то на первом месте должны стоять прежде всего права человека как потребителя. В последнее десятилетие движение за охрану прав потребителей приобрело мировые масштабы.

В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы защиты прав потребителей. В силу утвержденной затем резолюции государства - члены ООН обязались проводить активную политику защиты прав потребителей с учетом Руководящих принципов.

Законными интересами потребителей признаются:

- защита от ущерба здоровью и безопасности;

- охрана их экономических интересов;

- доступ к информации, обеспечивающей компетентный выбор товаров (услуг);

- просвещение потребителей;

- наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб;

- свобода создавать общественные организации в защиту прав потребителей.

Реализация этих принципов применительно к России осуществляется в Законе Российской Федерации"О защите прав потребителей".

Согласно этому закону, инструментом обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (услуг), соответствующих установленным требованиям является сертификация.

Общие правовые основы обязательной и добровольной сертификации устанавливает Закон Российской Федерации"О сертификации продукции и услуг".

Причем обязательная сертификация выступает здесь одной из форм государственного контроля за безопасностью продукции и услуг.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" Госстандартом России введены "Правила по проведению сертификации в Российской федерации", которые применяются при проведении работ по сертификации непосредственно или служат основой для создания систем (правил) сертификации однородной продукции.

Поскольку сертификация направлена на установление соответствия продукции каким-либо заранее установленным требованиям, то непосредственная реализация правовых основ, заложенных в вышеуказанных законах, связана с понятием "нормативный документ".

Нормативный документ - документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Следует иметь в виду, что термин "нормативный документ" является родовым термином, охватывающим такие понятия, как законы, стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты.

Например, к нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся законы Российской Федерации, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Особое значение при проведении сертификации имеют нормативные документы по стандартизации.

Меры по государственной защите интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации устанавливает Закон Российской Федерации "О стандартизации". В соответствии с этим законом контроль показателей продукции, заложенных в стандартах, со стороны государственных органов, ограничивается лишь требованиями безопасности, технической, информационной совместимости и некоторых других требований. Зато эти обязательные требования распространяются на "все субъекты хозяйственной деятельности", будь то государственное или смешанное предприятия, товарищество с ограниченной ответственностью или предприниматель.

return false">ссылка скрыта

Одно из важных направлений сертификации - взаимодействие с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.

Система сертификации, применяемая в России, построена в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах Международной организации по сертификации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартов (ИСО) серии 9000 и 10000, в документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации.