Измерение на кривой переменного радиуса.

Если необходимо определить точку кривой, начиная от которой радиус начинает увеличиваться, можно воспользоваться способом, основанным на эффекте «наконечника стрелы». Линия прямой видимости, проходящая через ось дороги, проведенную на определенном расстоянии от внешнего края проезжей части, создает зрительный эффект стрелы, заканчивающейся на внешнем краю дороги (рис. 4.6.4).

Направив ассистента в точку наконечника стрелы (см. рис. 4.6.4, а), наблюдатель может визуально выявить изменения радиуса кривой. Если наблюдатель и ассистент продвинулись вперед на одинаковое расстояние (3 - 5м), а ассистент остался в зоне наконечника стрелы, то радиус кривой на этом отрезке постоянный (см. рис. 4.6.4, б).

Этот радиус определяют по методам, изложенным в п.4.6.1. Когда же при дальнейшем равномерном продвижении обоих участников будет обнаружено несовпадение стрелы, то, значит, на этом отрезке радиус кривой начал изменяться (см. рис. 4.6.4, в). Например, если расстояние, пройденное наблюдателем 1-2 меньше, чем вошедший в поле зрения участок внешнего края 1-3, то это свидетельствует об увеличении радиуса кривой, и наоборот.

Если по расстояниям 1-2 нельзя судить о том, начиная с какой точки на противоположном участке радиус увеличивается, мерные отрезки 1-2 принимают меньшей величины.

 

4.6.3. Оценка радиуса кривой в плане.

Рис. 4.6.4. Визирование изменения радиуса кривизны дороги в плане.

Измеренное постоянное значение на участке наименьшего радиуса сравнивают с нормативным для данной категории дорог по табл. 4.6.2. (СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги») приложения 6. Радиус кривой соответствует требованиям НТД, если полученное значение не менее нормативного.