Задачи, вопросы и возможности, область компетенции САДЭ

1. Какими требованиями нормативно-технической документации (НТД) регламентировано техническое состояние автодороги на участке ДТП?[13]

Техническое состояние автодороги на участке ДТП регламентировано требованиями строительных норм и правил (СНиПов), государственных стандартов (ГОСТов) и ведомственных строительных норм (ВСНов) Минавтодора РСФСР (Минтранса РФ). В области безопасности дорожного движения это: СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СНиП 2-07-01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»; ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения»; ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», ВСН 25-96 «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», ВСН 20-86 «Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», ВСН 38-77 «Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью», ВСН 4-69 «Указание по защите и очистке автомобильных дорог от снега», ВСН 39-70 «Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог» и ВСН 179-73 «Инструкция по ограждению мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог», и другие.

К каждому из строительных и эксплуатационных качеств автодороги предъявлены технические требования и для каждого установлены нормы, определенные при соответствующих контрольных условиях проверки.

Поскольку тот или иной участок действующей автодороги может находиться на текущий момент времени либо в режиме эксплуатации, либо - ремонта, то все нормы разделены по этому критерию на две категории: предъявляемые к автодороге, находящейся в эксплуатации, и к организации ремонтных работ на автодороге с позиции обеспечения БДД (для участка автодороги, находящемся в стадии ремонта).

Обязанности должностных и иных лиц в области производства ремонтно-восстановительных работ на дорогах содержатся главным образом в п.14 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД», ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», Инструкции по ограждению мест в условиях дорожного движения в городах, ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения», атакже СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Эти требования входят в состав задачи 7. Там же они и перечислены.

Судебный эксперт при решении задачи 1 указывает те технические требования и нормы из специальных нормативных источников (см. выше), которыми конкретно регламентированы те или иные качества автодороги на участке ДТП и в отношении которых имеются технические признаки их возможного несоответствия нормам.

Фактическое же соответствие или несоответствие нормам и наличие или отсутствие технической составляющей причинно-следственной связи между установленным несоответствием и фактом наступления ДТП исследуется экспертом в задачах 2 и 3.

Наиболее существенные требования НТД к техническому состоянию автодорог, предъявляемые с позиции обеспечения БДД, приведены в приложении 2 к пособию.

2. Находятся ли в допустимых НТД пределах выявленные дефекты дороги на участке ДТП, и соответствует ли техническое состояние покрытия в месте ДТП, на протяжении определенного расстояния от места ДТП, требованиям НТД?[14]

В случае если участок дороги, который требуется оценить на соответствие требованиям нормативно-технической документации (например, кривая в плане), характеризуется комплексом параметров, определяют и оценивают каждый из них. При этом каждая из характеристик должна соответствовать нормативным требованиям.

Если требуется произвести оценку соответствия сцепных свойств покрытия требованиям нормативно-технической документации, то, поскольку нормируется коэффициент сцепления только для увлажненной поверхности, его измерения осуществляют при условиях, соответствующих методике контроля норматива, т.е. при скорости базового автомобиля 60 км/ч (для ПКРС-2у, ПКРС-2с), толщине пленки воды 1мм и нагрузке на измерительное колесо ~3000Н, давлении в измерительной шине 0,17МПа. Итак, для проверки соответствия фактического значения коэффициента сцепления (φф) на конкретном участке дороги его нормативному значению (φн), следует определить:

фактическое значение φф при скорости 60 км/ч и других контрольных условиях (см. выше);

условия движения (легкие, затрудненные, опасные), характерные для данного участка дороги (в соответствии с табл. 2.2.1);

нормативное значение φн, соответствующее установленным условиям движения (по табл. 2.2.1);

если при сравнении φф окажется меньше φн, то такая проверка свидетельствует о том, что в месте эксперимента сцепные качества дорожного покрытия не соответствуют предъявляемым требованиям, а следовательно, не обеспечивают безопасное движение со скоростью, на которой производились экспериментальные замеры.[15]

Таблица 2.2.1.