Прикидка расходов
Господь Иисус никогда не побуждал людей к словесному исповеданию их веры, Он также не собирал вокруг себя большую массу сторонников для упрощенного изложения Евангелия.
В действительности было так: как только вокруг Него собирались люди, Он отделял чуждых Богу, ставя перед ними условия истинного ученичества.
В одной из таких ситуаций Господь предупреждал тех, кто решил последовать за Ним, призывая их сначала прикинуть издержки пути ученичества. Он говорил:
"Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек строил и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство - просить о мире" (Лук. 14,28-32).
Здесь Он сравнил христианскую жизнь со строительным проектом и с войной.
Он говорит, что безумие - начинать строительство башни, не имея достаточно средств для завершения проекта. Незавершенная постройка будет долгие годы стоять памятником недостаточной мудрости строителей.
Как это справедливо! Одно дело - обратиться ко Христу в эмоциональной атмосфере евангелизационного собрания, совсем другое - отречься от себя и ежедневно, взваливши крест, следовать за Иисусом. Хотя стать христианином не стоит ничего, быть христианином и ради имени Христа идти дорогой жертв, страданий и освящения стоит очень много. Одно дело - пуститься в путь, но совсем другое - не свернуть с него, пробиваться вперед изо дня в день, при хорошей и плохой погоде, через радость и горе, победы и поражения.
Мы совершаем свой путь на виду у всего критически настроенного мира. Поразительный инстинкт подсказывает ему, является ли для нас наша христианская жизнь всем или ничем. Если люди видят истинного христианина, они могут над ним глумиться, насмехаться или потешаться, но в душе они испытывают большое почтение к человеку, полностью отдавшемуся Христу. Но если они, напротив, встречают малодушного христианина, то для него у людей мира нет ничего, кроме насмешек и презрения. Они высмеивают его, говоря: "Этот человек начал строить и никак не может закончить. Он взбудоражил своим покаянием мир, но теперь немногим отличается от нас. Он хорошо стартовал, но теперь работает на холостом ходу".
Поэтому Спаситель говорит: "Ты должен сначала прикинуть расходы!"
В качестве второго примера был приведен царь, готовившийся объявить войну другому царю. Разве не разумным было бы для него обдумать, как он со своими 10 000 солдатами сможет одолеть полчища врага, вдвое превышающие по численности его армию? Каким безумием было бы, объявив войну, лишь потом, когда армии уже движутся навстречу друг другу, начать взвешивать обстоятельства. Единственное, что осталось бы этому царю, было бы выбросить белый флаг и послать делегацию, которая смиренно и униженно просила бы противника о мире на любых условиях.
Это не преувеличение - сравнить христианскую жизнь со сражением. Свирепые враги - это мир, плоть и дьявол. Часто христианину встречаются разочарования, страдания от ран. К тому добавляются утомительные часы ночной стражи и тоски по дневному солнечному свету. Он идет через слезы, тяготы и испытания, через каждодневную смерть.
Каждый, кто намеревается следовать за Иисусом, должен помнить о Гефсимании и Голгофе. И затем оценить издержки. Есть лишь две возможности: полностью довериться Иисусу или, вопреки своей воле, отдаться всему тому, что означает унижение и стыд.
Этими двумя примерами Господь Иисус предостерега легкомысленных слушателей, без обдумывания решивших стать Его учениками. Он сразу мог предсказать им в будущем преследования, скорби и нужду. Они сначала должны были взвесить все расходы!
Каковы же эти расходы? Следующий стих отвечает на этот вопрос:
"Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лук. 14,33).
Эти расходы - "все" - все, что имеет и чем живет человек. Такое значение имело слово "все" для Спасителя. И оно не может означать чего-то меньшего для тех, кто хочет следовать за Ним. Если Он, которому принадлежал весь мир, добровольно стал бедным, могут ли Его ученики получить венец вечной жизни менее дорогостоящим способом?
Господь Иисус закончил свою речь к народу обобщением:
"Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?" (Лук. 14,34).
В библейские времена люди не имели такой чистой соли, как та, что сегодня стоит у нас на столах. Их соль содержала значительное количество примесей, таких, как песок и т. д. И поэтому было возможным, что в некоторых случаях соль теряла свою силу, становилась безвкусной и бесполезной. Она даже не могла быть использована для удобрения почвы; иногда такая соль использовалась для обозначения пешеходных путей. Таким образом, она не имела ценности и ничего не оставалось, как "выбросить ее вон на попрание людям" (Матф. 5,13).
Практический смысл этого примера очевиден. В жизни христианина есть лишь одна главная цель: прославлять Бога полностью отданной Ему жизнью. Христианин может потерять свое значение, собирая сокровища на земле, стремясь к довольной, обеспеченной жизни, пытаясь создать себе имя в этом мире и распыляя свою жизнь и свои дарования в этом недостойном мире.
Если верующий ошибается в выборе главной цели своей жизни, то он ошибается во всем. Тогда он не годен ни на что. Его судьба подобна судьбе потерявшей силу соли (Матф. 5,13)- быть брошенным под ноги людям, их глумлению, насмешкам и презрению. Заключительные слова проповеди Иисуса: "Кто имеет уши слышать, да слышит!"
Часто, сказав резкую речь народу, Он добавлял это к своим словам. Иисус знал, что некоторые обязательно попытаются объяснениями и комментариями смягчить остроту Его требований. Но также Он знал, что были и есть и открытые перед Ним сердца, молодые и старые, готовые ради Него подчиниться этим требованиям.
И, таким образом, Он оставлял двери открытыми: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" Слышащие - это те, кто, взвесив все издержки пути, говорит:
Я решил все оставить и следовать за Иисусом,
Даже если мне придется идти без друзей.
Позади меня - мир, впереди меня - крест.
Только не назад, только вперед!