Особенности перевозки скоропортящихся грузов
Скоропортящиеся грузы- это режимные грузы, которые для сохранения качества при транспортировании нуждаются в соблюдении температурного режима, определенной влажности и выполнении санитарно-гигиенических требований; в основном это пищевые продукты.
Скоропортящиеся грузы классифицируют по происхождению и режиму перевозки.
По происхождению скоропортящиеся грузы делят на продукты растительного (фрукты, овощи и др.) и животного (мясо, рыба, молоко и др.) происхождения, продукты их переработки (жиры, молочные продукты, колбасные изделия и др.), а также живые растения (цветы, саженцы и др.).
По режиму перевозки скоропортящиеся грузы делят на четыре подкласса:
1) замороженные - грузы, перевозимые при температуре -6 °С иниже;
2) охлажденные - грузы, перевозимые при температуре от -5 до -1°С;
3) охлаждаемые - грузы, перевозимые при температуре от 0 до 15 °С;
4) вентилируемые - грузы, перевозимые без создания определенного температурно-влажностного режима, но при обеспечении интенсивной вентиляции в грузовых помещениях.
Грузы первых трех подклассов обычно объединяют в класс «Рефрижераторные грузы», а грузы четвертого подкласса — в класс «Нерефрижераторные грузы».
По условиям перевозки скоропортящиеся грузы могут быть разделены на:
- требующие применения специализированных транспортных средств (с кузовами фургон, цистерна) и специализированных контейнеров;
- допускающие применение транспортных средств и контейнеров общего назначения.
В зависимости от необходимости вентилирования грузовых помещений при перевозке скоропортящиеся грузы подразделяются на два подкласса:
- грузы, требующие воздухообмена для обеспечения сохранности;
- грузы, не требующие воздухообмена, т. е. для которых наличие вентиляции не является решающим фактором сохранности.
Подкласс «Скоропортящиеся грузы, не требующие воздухообмена» по температурному режиму подразделяется на две категории:
- замороженные грузы - грузы, перевозка которых осуществляется при низких температурах (- 6 °С и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока;
- охлажденные грузы - грузы, перевозка которых осуществляется при пониженных температурах (от -5 до+1 С), вызывающих замедление ферментативных и иных процессов.
Подкласс «Скоропортящиеся грузы, требующие воздухообмена» (в подавляющем большинстве плодоовощные грузы) по режиму перевозки также подразделяются на две категории:
- охлажденные грузы - грузы, перевозимые при пониженных температурах (от -3 до + 15 °С), вызывающих торможение процессов жизнедеятельности микроорганизмов и замедление их развития;
- неохлажденные грузы — грузы, перевозимые без охлаждения, но при усиленной вентиляции, способствующей нормальному протеканию процессов жизнедеятельности микроорганизмов.
Скоропортящиеся грузы перевозят различными видами транспорта, и каждый из них имеет свои особенности.
При хранении и перевозках скоропортящихся грузов должен быть обеспечен один и тот же заданный технологический режим. Требования к соблюдению температурного режима при перевозке основных видов скоропортящихся грузов различными видами транспорта приведены в табл. 4.5.
Воздействие на продукты неблагоприятных факторов в период нарушения или ослабления установленного режима приводит к потере качества скоропортящихся продуктов, снижению стойкости к дальнейшему хранению.
Таблица 4.5
Продукты | Температура перевозки транспортом, °С | ||
морским | железнодо- рожным | автомобильным | |
Мясо замороженное | -20...-18 | -12...-8 | -10 |
Мясо охлажденное | -1...+1 | -3...0 | -1...0 |
Рыба замороженная | -20...-12 | -12...-8 | -10 |
Яблоки, груши, виноград | -0,5...0 | 2...5 | 3...5 |
Вишня, слива, абрикосы | 0... 1 | 2...5 | 0...3 |
Помидоры бурые | 7...8 | 6...9 | 8...13 |
Мандарины | 2...3 | 2...5 | 2...8 |
Апельсины | 4...5 | 2...5 | 4... 10 |
Ананасы | 8...9 | 6...9 | 8…11 |
Бананы | 11...15 | 11…13 | 11... 13 |
При решении задач по организации перевозочного процесса скоропортящихся грузов автомобильным транспортом следует руководствоваться Правилами перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении (разд.13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 25.10.74), а также Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (ЕЭККомитет по внутреннему транспорту, ООН, Нью-Йорк, 1991 г.). Правила регламентируют требования по обеспечению при погрузке грузоотправителем необходимой температуры продуктов и транспортными организациями заданного температурного режима в транспортных средствах.
К специализированным транспортным средствам с кузовом фургон для перевозок скоропортящихся грузов относятся изотермическое транспортное средств, автотранспортное средство - ледник, автотранспортное средство - рефрижератор и отапливаемое автотранспортное средстве.
Изотермическое транспортное средство - это транспортное средство на автомобильном шасси (автомобиль, прицеп или полуприцеп), кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и крышу, позволяющих ограничить теплообмен между внутренней и наружной поверхностью кузова таким образом, чтобы по общему коэффициенту теплопередачи транспортное средство могло быть отнесено к одной из нижеследующих двух категорий: с коэффициентом теплопередачи, не превышающим 0,7 Вт/(м2 *°С) (обычное изотермическое транспортное средство) и не превышающим 0,4 Вт/(м2 *°С) (изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией).
Автотранспортное средство-ледник - это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, которое при помощи источника холода иного, чем механическая или абсорбционная установка, позволяет понижать температуру внутри порожнего кузова и поддерживать ее затем на заданном уровне при средней наружной температуре 30 °С. В качестве источника холода для данной группы транспортных средств применяют естественный лед с добавлением или без добавления соли; сухой лед с приспособлением, позволяющим регулировать его сублимацию или без такового; сжиженных газов с устройством для регулирования испарения или без такового; эвтектические плиты и т.д.
Автотранспортное средство-рефрижератор - это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее индивидуальную холодильную установку (механический компрессорный агрегат, абсорбционная установка и т.п.), которая позволяет понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее с заданным постоянным уровнем при средней наружной температуре 30°С.
Мощность холодильной установки и, следовательно, класс автотранспортных средств определяются на специальных испытательных станциях и оформляются протоколом испытания.
Отапливаемое автотранспортное средство - это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее отопительную установку, позволяющую повысить температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления теплоты в течение регламентированного временина заданном уровне.
Для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов в незатаренном виде (молоко, вино, квас, пиво,мука и др.) применяют автотранспортные средства с кузовомцистерна, оснащенные необходимым технологическим оборудованием для перегрузочных операций. Для скоропортящихся жидких грузов, доставляемых на значительные расстояния (например, свыше 200 км), применяют кузова-цистерныс термоизолирующими стенками.
При необходимости доставки скоропортящихся продуктов небольшими партиями с разными температурными режимами на значительные расстояния (как правило, на международных или междугородных маршрутах) эффективно используют автопоезда большой грузоподъемности с секционными кузовами, оснащенные мультитемпературными холодильными установками с микропроцессорами для автоматического регулирования заданного температурного режима внутри секции. Перегородки таких секций могут быть стационарными или передвижными.
Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, должны соответствовать виду доставляемых продуктов, обеспечивать сохранность их количества и качества. Внутренние стенки кузовов, включая пол, потолок и двери, должны быть выполнены из материалов, не поддающихся коррозии, быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, которые могут привести к порче продуктов или сделать их вредными для здоровья человека, должны легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции, не допускать проникновения пыли и грязи внутрь кузова через систему вентиляциии дверные устройства.
Подаваемые под погрузку скоропортящихся продуктов автотранспортные средства и контейнеры должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям,установленным Госсанэпиднадзором России в Санитарных правилах и нормах для предприятий продовольственной торговли в разделе «Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов». В соответствии с указанными правилами и нормами для транспортирования пищевых продуктов должны выделяться специальные автотранспортные средства.
Автотранспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны быть чистыми, с гигиеническим покрытием кузова, поддающимся санитарной обработке. Дезинфекция кузова проводится по мере необходимости, как правило, один раз в 10 дней.
На каждое автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пищевых продуктов, местными органами Госсанэпиднадзора России перевозчику выдается санитарный паспорт на срок от 3 до 6 месяцев.
Помимо соблюдения температурных, влажностных и вентиляционных режимов хранения и транспортирования для обеспечения сохранности режимных, особенно скоропортящихся, грузов имеют значение защитные свойства тары и упаковки. В соответствии с требованиями, установленными стандартами или техническими условиями, большинство скоропортящихся пищевых продуктов должны представляться к перевозке только в таре. Применяемая для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов тара должна соответствовать условиям обеспечения сохранности качества этих продуктов, доставляемых автотранспортными средствами при установленном температурном режиме.
Основными видами тары, применяемой для скоропортящихся грузов (продуктов), являются ящики деревянные, картонные и из пластмассы; коробки из картона; бочки и фляги металлические, пластмассовые и деревянные; барабаны деревянные и фанерные; мешки из ткани, крафт-бумаги, полиэтилена и т.п.
Применяемая для скоропортящихся грузов многооборотная транспортная тара должна соответствовать требованиям санитарно-гигиенической обработки, осуществляемой после каждого ее употребления.
Подготавливать к перевозке скоропортящиеся грузы обязан грузоотправитель. Вместе с накладной он должен предоставить сертификат или удостоверение о качестве груза с указанием возможного срока транспортирования, температуры охлажденного или замороженного груза и процента влажности (для рыбы сушеной, вяленой и копченой).
Скоропортящиеся грузы к перевозке не принимаются, если срок транспортирования, указанный в сертификате, меньше срока доставки, установленного правилами перевозки грузов, а также, если имеются признаки порчи груза. Сроки доставки груза исчисляются с момента окончания погрузки груза и оформления документов до момента прибытия автотранспортного средства к грузополучателю и предъявления ему перевозочных документов на доставленный груз.
Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, состояние тары и ее соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Вскрытие груза и его последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем. Качество продуктов в герметичной упаковке при этом не проверяется.
Грузоотправитель обязан осуществлять погрузку скоропортящихся грузов в автотранспортные средства своими силами, используя при этом возможности механизации погрузочных работ за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове автотранспортных средств или в контейнере возлагается на грузоотправителя.
К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных автотранспортных средств и в контейнерах относятся, прежде всего, сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности автотранспортных средств или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.
4.6.1. Возможность совместной перевозки
различных скоропортящихся грузов
Вфургон автотранспортных средств или контейнер грузоотправителем одновременно могут загружаться для доставки разные виды скоропортящихся грузов, входящих в одну группу, для которых установлен одинаковый температурный режим. В этом случае время доставки принимается для наименее стойкого груза (с наименьшей предельной продолжительностью транспортирования). Перечень группи входящих в них скоропортящихся продуктов, допускаемых к совместной перевозке вкузове автотранспортных средств или контейнере, приведён в Правилах перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом. Не допускаются к совместной перевозке в одном кузове или контейнере с другими продуктами следующие виды грузов:
- замороженная и охлажденная рыба;
- сельдь, солёная рыба, икра;
- рыбокопчёности;
- сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты;
- охлажденное мясо;
- копченые колбасы и мясокопчености;
- сыры всех видов;
- плоды, обладающие сильным ароматом, — апельсины, лимоны, мандарины, дыни (за исключением лимонов и грейпфрутов,
допускаемых к совместной перевозке);
- овощи с резким запахом (лук, чеснок);
- хлебопекарные дрожжи;
- маргарин.
Не допускается перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлажденным.
Совмещение в одном грузовом помещении упакованных в плотную тару и неупакованных грузов приводит к снижению в нем равновесной относительной влажности воздуха и увеличению усушки неупакованного груза.
Допускаются к совместной перевозке мясо, масло и жиры; охлажденное мясо, мясопродукты, консервы; яйца и молочные грузы.
4.6.2. Естественная убыль при перевозке скоропортящихся грузов
Естественная убыль зависит от многих факторов, например, от системы охлаждения подвижного состава, схемы циркуляции воздуха, вида упаковки и т.д. Убыль при перевозках в существенной степени зависит от продолжительности перевозок. Качество доставки груза во многом зависит от состояния дорог, типа транспортного средства и обеспечения режима хранения.
Потери при перевозках предварительно неохлажденной продукции в 2,5 раза выше, чем при перевозках предварительно охлажденных овощей и фруктов, и продолжительность грузовых операций увеличивается в 2 - 3 раза.
Нормы убыли при перевозках на 1 тыс. км в автотранспортных средствах составляют для косточковых 3,4%, яблок, груш — 2,9%, а в рефрижераторах — соответственно 2,1 и 1,9%.
В настоящее время фрукты и овощи в автотранспортных средствах перевозят в регулируемой газовой среде, которая позволяет лучше сохранять качество и свежесть продуктов и увеличивать сроки хранения. Важно подобрать «удачные» смеси, например для клубники смесь должна состоять из 4... 5 % кислорода и 95... 96 % азота, для огурцов соответственно 3...5 и 95...97 %.
В атмосфере, содержащей 99,8% азота, при температуре 0°С осуществляют перевозки охлажденного мяса, при этом окраска поверхности туши не меняется, аэробные психрофильные бактерии не развиваются, потери массы значительно уменьшаются. В азотной атмосфере охлажденное мясо без изменения качества можно хранить до 20 суток.
При невозможности дальнейшего транспортирования скоропортящихся грузов из-за поломки рефрижераторной установки, а также из-за серьезной технической неисправности автотранспортных средств или при наличии внешних признаков порчи перевозимого груза перевозчик обязан принять срочные меры по устранению соответствующих неисправностей и сохранению качества доставляемых скоропортящихся продуктов.
При невозможности срочного устранения неисправностей и неизбежности значительных потерь качества перевозимых скоропортящихся грузов перевозчик должен принять меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации. Основанием снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией, состоящей из представителей перевозчика, торгующей организации (предприятия торговли) и инспекции по качеству, а при отсутствии - незаинтересованной организации.
Разгрузку доставленных скоропортящихся грузов осуществляет грузополучатель. После их выгрузки автотранспортные средства или контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков груза, промыты и продезинфицированы в установленные по соглашению сторон сроки.