Особенности перевозки скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся гру­зы- это режимные грузы, которые для сохранения качества при транспортировании нуждаются в соблюдении температурного ре­жима, определенной влажности и выполнении санитарно-гигие­нических требований; в основном это пищевые продукты.

Скоропортящиеся грузы классифицируют по происхождению и режиму перевозки.

По происхождению скоропортящиеся грузы делят на продукты растительного (фрукты, овощи и др.) и животного (мясо, рыба, молоко и др.) происхождения, продукты их переработки (жиры, молочные продукты, колбасные изделия и др.), а также живые растения (цветы, саженцы и др.).

По режиму перевозки скоропортящиеся грузы делят на четыре подкласса:

1) замороженные - грузы, перевозимые при температуре -6 °С иниже;

2) охлажденные - грузы, перевозимые при температуре от -5 до -1°С;

3) охлаждаемые - грузы, перевозимые при температуре от 0 до 15 °С;

4) вентилируемые - грузы, перевозимые без создания опреде­ленного температурно-влажностного режима, но при обеспечении интенсивной вентиляции в грузовых помещениях.

Грузы первых трех подклассов обычно объединяют в класс «Рефрижераторные грузы», а грузы четвертого подкласса — в класс «Нерефрижераторные грузы».

По условиям перевозки скоропортящиеся грузы могут быть раз­делены на:

- требующие применения специализированных транспортных средств (с кузо­вами фургон, цистерна) и специализированных контейнеров;

- допускающие применение транспортных средств и контейнеров общего назначения.

В зависимости от необходимости вентилирования грузовых по­мещений при перевозке скоропортящиеся грузы подразделяются на два подкласса:

- грузы, требующие воздухообмена для обеспечения сохранно­сти;

- грузы, не требующие воздухообмена, т. е. для которых наличие вентиляции не является решающим фактором сохранности.

Подкласс «Скоропортящиеся грузы, не требующие воздухооб­мена» по температурному режиму подразделяется на две катего­рии:

- замороженные грузы - грузы, перевозка которых осуществля­ется при низких температурах (- 6 °С и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока;

- охлажденные грузы - грузы, перевозка которых осуществля­ется при пониженных температурах (от -5 до+1 С), вызывающих за­медление ферментативных и иных процессов.

Подкласс «Скоропортящиеся грузы, требующие воздухообме­на» (в подавляющем большинстве плодоовощные грузы) по режи­му перевозки также подразделяются на две категории:

- охлажденные грузы - грузы, перевозимые при пониженных температурах (от -3 до + 15 °С), вызывающих торможение процессов жизнедеятельности микроорганизмов и замедление их развития;

- неохлажденные грузы — грузы, перевозимые без охлаждения, но при усиленной вентиляции, способствующей нормальному протеканию процессов жизнедеятельности микроорганизмов.

Скоропортящиеся грузы перевозят различными видами транс­порта, и каждый из них имеет свои особенности.

При хранении и перевозках скоропортящихся грузов должен быть обеспечен один и тот же заданный технологический режим. Требования к соблюдению температурного режима при перевозке основных видов скоропортящихся грузов различными видами транспорта приведены в табл. 4.5.

Воздействие на продукты неблагоприятных факторов в период нарушения или ослабления установленного режима приводит к потере качества скоропортящихся продуктов, снижению стойкос­ти к дальнейшему хранению.

 

Таблица 4.5

 

Продукты Температура перевозки транспортом, °С
морским железнодо- рожным автомобильным
Мясо замороженное -20...-18 -12...-8 -10
Мясо охлажденное -1...+1 -3...0 -1...0
Рыба замороженная -20...-12 -12...-8 -10
Яблоки, груши, виноград -0,5...0 2...5 3...5
Вишня, слива, абрикосы 0... 1 2...5 0...3
Помидоры бурые 7...8 6...9 8...13
Мандарины 2...3 2...5 2...8
Апельсины 4...5 2...5 4... 10
Ананасы 8...9 6...9 8…11
Бананы 11...15 11…13 11... 13

 

При решении задач по организации перевозочного процесса скоропортящихся грузов автомобильным транспортом следует руководствоваться Правилами перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении (разд.13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 25.10.74), а также Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (ЕЭККомитет по внутреннему транспорту, ООН, Нью-Йорк, 1991 г.). Правила регламентируют требования по обеспечению при погрузке грузоотправителем необходимой температуры продуктов и транспортными организациями заданного температурного режима в транспортных средствах.

К специализированным транспортным средствам с кузовом фургон для перевозок скоропортящихся грузов относятся изотермическое транспортное средств, автотранспортное средство - лед­ник, автотранспортное средство - рефрижератор и отапливаемое автотранспортное средстве.

Изотермическое транспортное средство - это транспортное средство на автомобиль­ном шасси (автомобиль, прицеп или полуприцеп), кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и кры­шу, позволяющих ограничить теплообмен между внутренней и на­ружной поверхностью кузова таким образом, чтобы по общему ко­эффициенту теплопередачи транспортное средство могло быть отнесено к одной из нижеследующих двух категорий: с коэффициентом теплопередачи, не превышающим 0,7 Вт/(м2 *°С) (обычное изотер­мическое транспортное средство) и не превышающим 0,4 Вт/(м2 *°С) (изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией).

Автотранспортное средство-ледник - это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, которое при по­мощи источника холода иного, чем механическая или абсорбци­онная установка, позволяет понижать температуру внутри порож­него кузова и поддерживать ее затем на заданном уровне при сред­ней наружной температуре 30 °С. В качестве источника холода для данной группы транспортных средств применяют естественный лед с добавлением или без добавления соли; сухой лед с приспособ­лением, позволяющим регулировать его сублимацию или без та­кового; сжиженных газов с устройством для регулирования испарения или без такового; эвтектические плиты и т.д.

Автотранспортное средство-рефрижератор - это изотерми­ческое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее индивидуальную холодильную установку (механический компрес­сорный агрегат, абсорбционная установка и т.п.), которая позво­ляет понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее с заданным постоянным уровнем при средней наружной температуре 30°С.

Мощность холодильной установки и, следовательно, класс автотранспортных средств определяются на специальных испытательных станциях и оформляются протоколом испытания.

Отапливаемое автотранспортное средство - это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее отопительную установку, позволяющую повысить температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления теплоты в течение регламентированного временина заданном уровне.

Для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов в незатаренном виде (молоко, вино, квас, пиво,мука и др.) применяют автотранспортные средства с кузовомцистерна, оснащенные необходимым технологи­ческим оборудованием для перегрузочных операций. Для скоро­портящихся жидких грузов, доставляемых на значительные рас­стояния (например, свыше 200 км), применяют кузова-цистерныс термоизолирующими стенками.

При необходимости доставки скоропортящихся продуктов не­большими партиями с разными температурными режимами на значительные расстояния (как правило, на международных или междугородных маршрутах) эффективно используют автопоезда большой грузоподъемности с секционными кузовами, оснащенные мультитемпературными холодильными установками с микро­процессорами для автоматического регулирования заданного тем­пературного режима внутри секции. Перегородки таких секций могут быть стационарными или передвижными.

Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, должны соот­ветствовать виду доставляемых продуктов, обеспечивать сохран­ность их количества и качества. Внутренние стенки кузовов, вклю­чая пол, потолок и двери, должны быть выполнены из материа­лов, не поддающихся коррозии, быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, которые могут привести к порче продуктов или сделать их вредными для здоровья человека, должны легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции, не допускать проникновения пыли и грязи внутрь кузова через систему вентиляциии дверные устройства.

Подаваемые под погрузку скоропортящихся продуктов автотранспортные средства и контейнеры должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям,установленным Госсанэпиднадзором России в Санитарных правилах и нормах для предприятий продовольственной торговли в разделе «Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов». В соответствии с указанными правилами и нормами для транспортирования пищевых продуктов должны выделяться специальные автотранспортные средства.

Автотранспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны быть чистыми, с гигиеническим покрытием кузова, поддающимся санитарной обработке. Дезинфекция кузова проводится по мере необходимости, как прави­ло, один раз в 10 дней.

На каждое автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пищевых продуктов, местными органами Госсанэпиднадзора России перевозчику выдается санитарный паспорт на срок от 3 до 6 месяцев.

Помимо соблюдения температурных, влажностных и вентиляционных режимов хране­ния и транспортирования для обеспечения со­хранности режимных, особенно скоропортящихся, грузов имеют значение защит­ные свойства тары и упаковки. В соответствии с требованиями, установленными стандартами или техническими условиями, боль­шинство скоропортящихся пищевых продуктов должны представ­ляться к перевозке только в таре. Применяемая для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов тара должна соответствовать условиям обеспечения сохранности качества этих продуктов, доставляемых автотранспортными средствами при установленном температурном режиме.

Основными видами тары, применяемой для скоропортящихся грузов (продуктов), являются ящики деревянные, картонные и из пластмассы; коробки из картона; бочки и фляги металлические, пластмассовые и деревянные; барабаны деревянные и фанерные; мешки из ткани, крафт-бумаги, полиэтилена и т.п.

Применяемая для скоропортящихся грузов многооборотная транспортная тара должна соответствовать требованиям санитар­но-гигиенической обработки, осуществляемой после каждого ее употребления.

Подготавливать к перевозке скоропортящиеся грузы обязан грузоотправитель. Вместе с накладной он должен предоставить сертификат или удостоверение о качестве груза с указанием возможного срока транспортирования, температуры охлажденного или замороженного груза и процента влажности (для рыбы сушеной, вяленой и копченой).

Скоропортящиеся грузы к перевозке не принимаются, если срок транспортирования, указанный в сертификате, меньше срока доставки, установленного правилами перевозки грузов, а также, если имеются признаки порчи груза. Сроки доставки груза исчисляются с момента окончания погрузки груза и оформле­ния документов до момента прибытия автотранспортного средства к грузополучателю и предъявления ему перевозочных документов на доставленный груз.

Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъяв­ляемых к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, состояние тары и ее соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Вскрытие груза и его последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем. Качество продуктов в герметичной упаковке при этом не проверяется.

Грузоотправитель обязан осуществлять погрузку скоропортящихся грузов в автотранспортные средства своими силами, используя при этом возможности механизации погрузочных работ за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове автотранспортных средств или в контейнере возлагается на грузоотправителя.

К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных автотранспортных средств и в контейнерах относятся, прежде всего, сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности автотранспортных средств или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.

4.6.1. Возможность совместной перевозки

различных скоропортящихся грузов

Вфургон автотранспортных средств или контейнер грузоотправителем одновре­менно могут загружаться для доставки разные виды скоропортящихся грузов, входящих в одну группу, для которых установлен одинаковый температурный режим. В этом случае время доставки принимается для наименее стойкого груза (с наименьшей предельной продолжительностью транспортирования). Перечень группи входящих в них скоропортящихся продуктов, допускаемых к совместной перевозке вкузове автотранспортных средств или контейнере, приведён в Правилах перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом. Не допускаются к совместной перевозке в одном кузове или контейнере с другими продуктами следующие виды грузов:

- замороженная и охлажденная рыба;

- сельдь, солёная рыба, икра;

- рыбокопчёности;

- сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты;

- охлажденное мясо;

- копченые колбасы и мясокопчености;

- сыры всех видов;

- плоды, обладающие сильным ароматом, — апельсины, лимо­ны, мандарины, дыни (за исключением лимонов и грейпфрутов,
допускаемых к совместной перевозке);

- овощи с резким запахом (лук, чеснок);

- хлебопекарные дрожжи;

- маргарин.

Не допускается перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлаж­денным.

Совмещение в одном грузовом помещении упакованных в плот­ную тару и неупакованных грузов приводит к снижению в нем равновесной относительной влажности воздуха и увеличению усушки неупакованного груза.

Допускаются к совместной перевозке мясо, масло и жиры; ох­лажденное мясо, мясопродукты, консервы; яйца и молочные грузы.

 

4.6.2. Естественная убыль при перевозке скоропортящихся грузов

 

Естественная убыль зависит от многих факторов, например, от системы охлаждения подвижного состава, схемы циркуляции воздуха, вида упаковки и т.д. Убыль при пе­ревозках в существенной степени зависит от продолжительности перевозок. Качество доставки груза во многом зависит от состояния дорог, типа транспортного средства и обеспечения режима хранения.

Потери при перевозках предварительно неохлажденной продук­ции в 2,5 раза выше, чем при перевозках предварительно охлаж­денных овощей и фруктов, и продолжительность грузовых опера­ций увеличивается в 2 - 3 раза.

Нормы убыли при перевозках на 1 тыс. км в автотранспортных средствах составляют для косточковых 3,4%, яблок, груш — 2,9%, а в рефрижераторах — соответственно 2,1 и 1,9%.

В настоящее время фрукты и овощи в автотранспортных средствах перевозят в регули­руемой газовой среде, которая позволяет лучше сохранять каче­ство и свежесть продуктов и увеличивать сроки хранения. Важно подобрать «удачные» смеси, например для клубники смесь должна состоять из 4... 5 % кислорода и 95... 96 % азота, для огурцов соот­ветственно 3...5 и 95...97 %.

В атмосфере, содержащей 99,8% азота, при температуре 0°С осуществляют перевозки охлажденного мяса, при этом окраска поверхности туши не меняется, аэробные психрофильные бакте­рии не развиваются, потери массы значительно уменьшаются. В азотной атмосфере охлажденное мясо без изменения качества можно хранить до 20 суток.

При невозможности дальнейшего транспортирования скоропор­тящихся грузов из-за поломки рефрижераторной установки, а также из-за серьезной технической неисправности автотранспортных средств или при наличии внешних признаков порчи перевозимого груза перевозчик обязан принять срочные меры по устранению соответствующих неисправностей и сохранению качества доставляемых скоропортящих­ся продуктов.

При невозможности срочного устранения неисправностей и неизбежности значительных потерь качества перевозимых скоропортящихся грузов перевозчик должен принять меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации. Основанием снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией, состоящей из представителей перевозчика, торгующей организации (предприятия торговли) и инспекции по качеству, а при отсутствии - незаинтересованной организации.

Разгрузку доставленных скоропортящихся грузов осуществляет грузополучатель. После их выгрузки автотранспортные средства или контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков груза, промыты и продезинфицированы в установленные по соглашению сторон сроки.