И.В. Алексеева Использование ситуативных картинок на уроках английского языка

 

Известно, что для развития речи учащихся на уроках иностранного языка учителя продуктивно используют ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения подобной коммуникации.

Что представляют собой эти картинки? На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4—5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них.

При использовании такого рода картинок

− обеспечивается многократное повторение определенных структур, если предполагается тренировка учащихся в •1\ употреблении;

− решается речевая задача: одни школьники называют различия, другие слушают;

− возникает естественная ситуация для коммуникации.

Важно, что в такой ситуации ученики говорит и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя i.iпас имеющихся знаний и навыков.

1. Картинки могут быть использованы е учебном процессе при работе с упражнениями на закрепление определенных грамматических структур и тренировку их употреблении.

Приведем примерные диалоги учащихсяпри тренировке в использовании структур There is/There аге. Работа проводится по картинкам (см. рис. I и 2).

 

Двое учащихся получают по одной картинке, каждый из них видит только свою. Им предлагается назвать как можно больше различий между картинками, используя обороты There is/There are. Остальные ребята внимательно слушают товарищей с тем, чтобы потом воспроизвести все различия.

Диалог 1.

\\ (Sasha): There is а room in my picture.

P, (Tanya): There is a room in ту picture too.

Pr There are two armchairs and a sofa in my room. "

P,: But there is only one armchair and а sola in my room.

Pr There is a picture on the wall above the sofa.

P,: There are two pictures on the wall above my sofa. And there is a writing table in the comer.

Pr There is a writing table in the corner in my room too. There is a telephone and а lamp on the table.

 

После того как диалог завершен, слово предоставляется учащимся группы. Их примерные высказывания:

P : There is a picture on the wall in Sasha s room, but there are two pictures он the wall! in Tanya's room.

P4: There is a lamp and a telephone 011 the writing table in Sasha's picture, but there is only a lamp on the table in Tanya's picture.

P5: There is only one armchair in Tanya's room, but there are two armchairs in Sasha's room.

Эти же картинки можно использовать при тренировке учащихся в Present indefinite Tense.

 

Диалог 2.

P,: I see a room in my picture.

P2: I see a room in my picture too.

P : I see two armchairs and a sofa in the room.

P2: I see only one arm chair and a sofa in my room.

P(: I see a picture 011 the wall above the sofa.

P2: And I see two pictures on the wall.

Р.: Do you see a writing table in the corner?

P2: Yes, I see a table and a lamp 011 it.

P,: Do you see a telephone on the table'.'

P2: No, I don't see any telephone on the table, etc.

Работа остальных учащихся группы несколько усложняется: говоря о разли­чиях между двумя картинками, им сле­дует использовать глаголы в 3-м липе единственного числа.

Примерные высказывания школьников:

Р3: Tanya sees only one armchair in her room and Sasha sees two armchairs in his picture.

P^: Sasha sees a lamp and a telephone on the writing table. Tanya doesn't sec any telephone; she sees only a lamp on the table.

P3: Tanya sees two pictures on (he wall near the sofa, Sasha sees one picture in this room.

А вот примерный диалог на отработку глаголов в Prescnt Continnous Tensc (см. рис. 3, 4.)

Диалог 3.

Р^ I see а family in the picture.

P2: I see a family in my picture too. They are mother, father, sister and brother.

P,: In my picture the father is standing near the window.

P2: But in my picture the mother is standing near the window and the father is sitting on the sofa.

 

По окончании прослушанного диалога учащиеся говорят о различиях между картинками, употребляя предложения в Presenl Contintioiis Tcnse.

Диалоги могут быть более развернутыми и включать взаимные вопросы учащихся друг другу и речевые штампы. Ребята не ограничиваются употреблени­ем одной структуры, а используют другой грамматический материал.

П. Методика работы с картинками может включать также решение речевых проблемных задач при свободном говорении. Картинки даются двум ученикам. В процессе их беседы остальные учащиеся, внимательно прослушав товарищей, говорят о том, какие различия имеются между картинками, а также что у них общее.

Можно организовать парную работу для всей группы. Каждая группаучеников на уроке выясняет различия в ходе беседы по своим картинками, а затем один из учащихся делает обобщение для всей группы. А группа смотрит на картинку и слушая товарища, судит, правильное ли его высказывание.

 

.

 

 

 

Работа с картинками стимулирует ребят не только для говорении, но и для аудирования. В нее вовлекаются все учащиеся группы. Практика показывает, что на таких уроках они никогда не остаются равнодушными и работают активно, с большим желанием.

В заключение хочется отметить, что каждый учитель может подобрать картинки и максимально приблизить их сюжет к той задаче, которую он ставит перед собой на определенном этапе работы.