Синектика

Синектика относится к методам психологической активизации творческого процесса. Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". В полном словаре английского языка такое определение : "Синектические группы - группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов". Синектика предложена Уильямом Гордоном (СМИ) в середине 50-х годов.

В основу синектики положен мозговой штурм. Однако обычный мозговой штурм проводится людьми, которые не обучены специальным творческим приемам. Синектика предполагает создание постоянных групп. Такие группы, накапливая приемы, опыт, естественно, работают сильнее случайно собранных коллективов.

Цель метода. Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Синектика широко использует аналогии и ассоциации, помогающие находить новые идеи. Можно сказать так: синектика - это профессиональный мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий и ассоциаций.

В синектические группы обычно включают людей разных специальностей (за обучение одной группы фирма "Синектис" берет от 20 до 200 тысяч долларов; заказчики - Дженерал Моторс, ИБМ, Дженерал Электрик и другие крупнейшие фирмы). Решение задачи синектической группой начинается с ознакомления с "проблемой, как она дана" (ПКД). Затем группа, уточняя проблему, превращает ее в "проблему, как она понима­ется" (ПКП). Далее начинается собственно решение, основанное, как пишет У.Гордон, на превращении непривычного в привычное и привычного в непривычное, то есть на систематических попытках взглянуть на задачу, с какой-то новой точки зрения и тем самым сбить психологическую инерцию. Достигается это а) применением аналогии, б) развитием неожиданных ассоциаций.

Структура современного синектического процесса представлена на рис. 15.

Ее основные блоки предусматривают выполнение следующих процедур [11]:

1. Формируют проблему в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из синекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обслуживания некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло.

На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.

В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы.

Синекторы называют этот этап формулировкой "проблемы, как она дана" (ПКД).

3.Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые

привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цепь решения. После объяснения сути проблемы и ее целей членам синектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют формулировкой "проблемы, как ее понимают" (ПКП).

3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и тому подобное с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии -найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждения темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления.

А. Проблема, как она дана (ПКД) – формулировка про блемы, в общем виде
Б. Анализ и обсуждение, чтобы сделать новую проблему знакомой
В. Отсеивание первых решений
Г. Проблема,как её понимают (ПКП) –элемент или аспект проблемы, на котором надо сосредоточить внимание
Д. Вызывающий аналогии вопрос (ВАВ)
Прямая аналогия
Персональная аналогия
Символическая аналогия
Фантастическая аналогия
Е.Обыгрывание аналогии, Чтобы понять все её пос – ледствия и значения (развитие аналогии)
Ж. Применение этого понимания к ПДК или ПКП чтобы выявить возможн – ность новой идеи
З. Теперь имеются несколько вариантов: I. Если возникла новая идея, её надо развивать насколько возможно и затем оценивать. 2. Если новой идеи нет, начинают новую“Экскурсию” чтобы сделать незнакомое знакомым: а) создать больше аналогий или б) возвратиться к ПКП, сформулировать новый вызывающий аналогии вопрос, или в) если выявляется новый аспект проблемы, сформули- ровать его как новую ПКП и повторить процедуру
или
или
или

 

Рис.15. Структурная схема синектического заседания.

 

Экскурсия начинается с того, что руководитель просит привести примеры-прецеденты, в которых бы была ситуация, аналогичная обсуждаемой, задает вопросы, вызывающие аналогии. В процессе нахождения таких примеров синекторы используют четыре вида аналогий: прямую, личную, символическую, фантастическую.

Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли техники или из живой природы. Делается попытка использования готовых решений.

Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то применение прямой аналогии будет состоять в том, чтобы рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы. Или как окрашивают бумагу и так далее. По мере накопления опыта применения синектики этот прием превратился в поиск аналогичных примеров в широком смысле.

return false">ссылка скрыта

Личная аналогия, или эмпатия, персональная аналогия - отождествление себя с техническим объектом. Решающий задачу вливается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения, то есть "прочувствовать" задачу. Применяя ее, исследователь сможет лучше понять задачу, определить условия ее осуществления, выявить ряд факторов, связанных с решением проблемы, но обычно ускользающих от внимания.

В некоторых случаях именно этот прием позволяет найти хорошее решение.

В примере с окраской мебели можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься. Личное отождествление с элементами задачи освобождает человека от косности мышления и позволяет рассматривать проблему в новом необычном свете.

Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема: а) описание факторов воображаемого положения технического объекта от первого лица; б) описание эмоций и чувств, приписываемых объекту, от первого лица; в) эмпатию, отождествление себя с техническим объектом, вживание в его цели, функции, трудности.

Символическая аналогия, некоторая обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) Фразу, отражающую суть явления. Она должна выражать связь между словами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются, и содержать в себе нечто неожиданное, удивительное. Впоследствии применение символической аналогии было сокращено до приема нахождения "названия книги", характеризующего определенное ключевое понятие так, чтобы оно обязательно содержало парадокс.

При этом сначала выбирается ключевое слово, представляющее интерес для решения рассматриваемой проблемы, а затем предлагается выразить сущность этого слова в виде оригинальной короткой фразы, содержащей парадокс. Например:

 

Ключевое слово "Название книги"

_____________

Раствор Взвешенная неразбериха

Пламя Видимая теплота

Прочность Принудительная целостность

Шлифовальный круг Точная шероховатость

Такой прием позволяет совершить переход в далекие от обсуждаемой проблемы сферы человеческой деятельности: политику, искусство, религию и другое. Это увеличивает возможности достижения в решении задачи.

4. Далее переносят (или перемещают) обнаруженные в процессе генерации новые идеи к ПКД или ПКП и выявляют их возможности.

Ведущий заканчивает этап, возвращая группу к рассматриваемой задаче, и пытается связать полученный, внешне не относящийся к делу материал с проблемой в том виде, в каком она была представлена. Отдельные слова, возникающие в процессе обсуждения, используются, чтобы вызвать новые точки зрения на проблему, способствующие успешному ее разрешению. Важным элементом этой стадии является критическая оценка экспертов.

Если полученный взгляд на решение проблемы оказывается практически не реализуемым,

 

можно повторить весь процесс для разбора других идей.

5. Заключительная часть синектического заседания - развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, ведется уже на специальном техническом языке.

Синектические заседания, продолжающиеся обычно несколько часов, занимают лишь незначительную часть общего времени решения поставленной задачи. Остальное время синекторы посвящают инженерному анализу, изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, а когда решение созрело, занимаются поисками наилучших способов его реализации. Большое значение придается обязательной магнитофонной записи заседаний. Изучение их является мощным орудием тренировки, а также способствует установлению приоритета и не дает возможности пропустить какую-либо ценную идею в обстановке общего возбуждения.

План действий по методу синектики:

1.Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".

2.Представить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.

3.Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.

4.Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.

Применение. Синектика может быть использована только на проме­жуточных этапах проектирования, то есть для исследования проблемы, реальность которой уже была доказана предварительно, и для получения решения, которое будет внедряться другими людьми. Для этого процесса почти или совсем не требуется данных о проектной ситуации, поэтому он не может быть эффективен для выявления проблем или для приведения проектных решений в соответствии с проектной ситуацией. Задача си­нектики состоит в том, чтобы выявить общее решение некоторой проблемы в том смысле, как спиральная яйла является общим решением пробле­мы сшивания краев. Этот метод имеет своей целью ликвидировать несоответствия во внутренней структуре существующих решений, направ­ленных на удовлетворение некоторой осознанной потребности.