Формы валютного контроля.
Уполномоченный банк обязан направлять в Банк России информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства и о проводимых клиентом валютных операциях, обладающих вышеуказанными признаками, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушения или представления клиентом в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, обладающих перечисленными выше признаками.
Указанная информация направляется уполномоченным банком (его филиалом) в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации (Управление валютного регулирования и валютного контроля) для обобщения, анализа и учета при проведении проверок, а также для возможной передачи в правоохранительные органы или ВЭК России по их запросам.
Это новое направление валютного контроля имеет большие перспективы, поскольку является средством обнаружения не только собственно валютных правонарушений, но и многих иных — налоговых, финансовых и др. Однако дальнейшее его регламентирование требует законодательных усилий. Так, в целях законодательного закрепления соответствующих полномочий органов валютного контроля, наделения резидентов и уполномоченных банков адекватными обязанностями Правительство РФ в феврале 2000 г. внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в Закон (в ст. 5 и 7), в частности, устанавливающих право Правительства РФ и ЦБ РФ определять признаки валютных операций, подлежащих обязательному контролю, а также подразумевающих обязанность уполномоченного банка приостанавливать валютную oneрацию.