Интервью как метод сбора социологической информации. Методика организации и техника проведения интервью. Обработка результатов интервью. Требования к интервьюеру.
Интервью как специфический вид опроса применяется, как правило, а) на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уточнения программы, инструментария исследования и формализации вопросов и ответов по анкете, б) а также опроса специалистов, экспертов. Интервью отличается от анкетирования тем, что вопросник (бланк) заполняет не респондент, а интервьюер. При этом могут использоваться и технические средства: телефон, диктофон, магнитофон, телевидение, радио. Классификация интервью:
1. По степени формализованности выделяют несколько видов – от полностью свободной беседы с респондентом до полностью формализованной процедуры опроса.
• При свободном интервью планируется только тема, направление беседы. В остальном предполагается полная свобода интервьюера.
• Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов.
• Фокусированное или направленное интервью имеет целью сбор данных по поводу отдельной конкретной ситуации, явления, его последствий и причин.
• Формализованное интервью с открытыми вопросами предполагает составление плана, строго обязательную последовательность вопросов и точную их формулировку. Формализованное (стандартизированное) интервью является самой распространенной разновидностью этого вида опроса, по существу напоминающего анкетирование в присутствии анкетера. Интервьюер неукоснительно придерживается формулировок вопросов и их последовательности, а также инструкции. В формализованном интервью преобладают закрытые вопросы.
2. По целевому назначению выделяют:
• Ретроспективное интервью – оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий и явлений непосредственных участников и свидетелей.
• Интроспективное интервью выявляет мнения, оценки людей, их реакцию на какое-либо событие, явление, товар и т.д. в данный момент.
• Прожективное интервью используют для выявления оценок социальный последствий реализации тех или иных проектов, возможного развития событий.
3. В зависимости от функций, выполняемых респондентами различают:
• Экспертное интервью
• Общее интервью
4. В зависимости от числа респондентов различают:
• Индивидуальное интервью
• Групповое интервью
5. В зависимости от способа связи с респондентом различают личное и телефонное интервью.
Требования к интервью и интервьюеру
• Учет влияния пола и возраста. Если мужчины предпочитают работать с респондентами - мужчинами, то женщины-интервьюеры – с представителями обоего пола.
• Внешний вид интервьюера.
• Индивидуальные качества интервьюера. Это должен быть социально активный человек, имеющий определенный уровень знаний, культуры, общительный человек.
• Важно овладевать навыками регистрации ответов респондентов.