Интервью как метод сбора социологической информации. Методика организации и техника проведения интервью. Обработка результатов интервью. Требования к интервьюеру.

Интервью как специфический вид опроса применяется, как правило, а) на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уточнения программы, инструментария исследования и формализации вопросов и ответов по анкете, б) а также опроса специалистов, экспертов. Интервью отличается от анкетирования тем, что вопросник (бланк) заполняет не респондент, а интервьюер. При этом могут использоваться и технические средства: телефон, диктофон, магнитофон, телевидение, радио. Классификация интервью:

1. По степени формализованности выделяют несколько видов – от полностью свободной беседы с респондентом до полностью формализованной процедуры опроса.

• При свободном интервью планируется только тема, направление беседы. В остальном предполагается полная свобода интервьюера.

• Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов.

• Фокусированное или направленное интервью имеет целью сбор данных по поводу отдельной конкретной ситуации, явления, его последствий и причин.

• Формализованное интервью с открытыми вопросами предполагает составление плана, строго обязательную последовательность вопросов и точную их формулировку. Формализованное (стандартизированное) интервью является самой распространенной разновидностью этого вида опроса, по существу напоминающего анкетирование в присутствии анкетера. Интервьюер неукоснительно придерживается формулировок вопросов и их последовательности, а также инструкции. В формализованном интервью преобладают закрытые вопросы.

2. По целевому назначению выделяют:

• Ретроспективное интервью – оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий и явлений непосредственных участников и свидетелей.

• Интроспективное интервью выявляет мнения, оценки людей, их реакцию на какое-либо событие, явление, товар и т.д. в данный момент.

• Прожективное интервью используют для выявления оценок социальный последствий реализации тех или иных проектов, возможного развития событий.

3. В зависимости от функций, выполняемых респондентами различают:

• Экспертное интервью

• Общее интервью

4. В зависимости от числа респондентов различают:

• Индивидуальное интервью

• Групповое интервью

5. В зависимости от способа связи с респондентом различают личное и телефонное интервью.

Требования к интервью и интервьюеру

• Учет влияния пола и возраста. Если мужчины предпочитают работать с респондентами - мужчинами, то женщины-интервьюеры – с представителями обоего пола.

• Внешний вид интервьюера.

• Индивидуальные качества интервьюера. Это должен быть социально активный человек, имеющий определенный уровень знаний, культуры, общительный человек.

• Важно овладевать навыками регистрации ответов респондентов.