Основные виды выборочной совокупности в соц. Исследованиях, обоснование применения для различных исследовательских задач. Расчеты объема выборки. Ошибки выборки.
Суть выборочного метода заключается в том, что по определенным – довольно строгим – правилам из общей численности, так называемой генеральной совокупности (под ней мы понимаем ту часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально, и на которую мы будем распространять все выводы исследования), отбирается ограниченное число людей, которое призвано в качестве своеобразной модели воспроизводить структуру объекта. На языке социологии эта группа людей именуется выборочной совокупностью, а процесс ее расчета – выборкой.
Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности исследуемого объекта. Выборка должна быть микромоделью генеральной совокупности.
В основе выборки лежат два принципа отбора единиц выборки:
- репрезентативность свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности;
- рандомизация – это случайное попадание в выборку единиц отбора, у каждой единицы генеральной совокупности должны быть равные шансы попадания в выборку. Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждой единицы гарантирует отсутствие намеренных или ненамеренных искажений.
Кроме принципов отбора существуют и два метода отбора:
- бесповторный – метод, при котором отобранные единицы обратно в генеральную совокупность не попадают и не принимают участие в дальнейшем исследовании;
- повторный – метод, при котором отобранная единица возвращается в генеральную совокупность и имеет шанс вновь попасть в выборку.
Если исследование охватывает весь изучаемый массив, оно будет сплошным, т.е. в таком исследовании каждый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора информации. В тех случаях, когда объект исследования насчитывает более 500 человек, правильным признается применение выборочного метода. Преимущества выборочного исследования по отношению к сплошному заключаются в сокращении временных и финансовых затрат сбор и обработку информации.
Единицы анализа – конечные элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению.
Виды выборки. Выделяют две основные группы выборочных методов. Вероятностная (случайная) выборка – это такая выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным.
Неслучайная или невероятностная выборка – это такой способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента генеральной совокупности попасть в выборку, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна, представительна) выборка.
Простая случайная выборка. Процедура построения ее включает в себя следующие шаги. Во-первых, нужно получить полный список членов генеральной совокупности и пронумеровать этот список. Такой список называется основой выборки.
Во-вторых, следует рассчитать и определить предполагаемый объем выборочной совокупности, т.е. ожидаемое число опрошенных.
В-третьих, нужно извлечь из таблицы случайных чисел столько чисел, сколько нам потребуется выборочных единиц. Если в выборке должно оказаться 100 человек, из таблицы берут 100 случайных чисел.
В-четвертых, нужно выбрать из списка-основы те единицы наблюдения, т.е. респондентов, номера которых соответствуют выписанным случайным числам.
Систематическая (механическая) выборка. Она по качеству часто приближается к простой случайной выборке. Также она требует полного списка. Техника осуществления систематического отбора элементарна: все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него, через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Интервал называется шагом отбора. Он рассчитывается по формуле K=N/n , где N — генеральная совокупность, n – выборочная совокупность;
- далее, с помощью таблицы случайных чисел найдем первую выборочную единицу. Если, скажем, выпал номер «53», то из списка выпишем того, кто значится под этим номером;
- далее с установленным шагом отбираем номера: 63, 73, 83, 93 и т.д.
Cерийная (кластерная) выборка заключается в следующем. Если имеется возможность разбить генеральную совокупность на определенные части (серии, кластеры) по заданному признаку (например, по полу, квалификации, стажу и т.д.), то отбор респондентов может осуществляться из каждой серии отдельно. При этом число респондентов, отбираемых из каждой серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Отбор респондентов осуществляется по следующей формуле: P=H*n/N , где:
Рi – количество респондентов, подлежащих отбору из каждого кластера в отдельности;
Hi - число единиц в кластере;
n - выборочная совокупность;
N – генеральная совокупность.
В кластерах не обязательно должны быть группы равных размеров.
Многоступенчатая выборка. Отметим, что в реальной практике чаще всего в большинстве исследований применяется многоступнчатый отбор. При этом совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становиться исходной для отбора на следующем этапе.
Промежуточные объекты, составляющие выборочную совокупность на высших ступенях, будут являться единицами отбора. Соответственно, различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы отбора), единицы отбора второй ступени (вторичные единицы отбора) и т.д. Объекты нижней ступени, обеспечивающие непосредственный сбор информации, называются единицами анализа (наблюдения). В связи с трудоемкостью данного вида выборки, она применяется в крупных исследованиях.
Единицей отбора здесь является жилое помещение, семья, домохозяйство. Метод заключается в том, что интервьюер следует в населенном пункте предписанному маршруту, отбирая жилые помещения по заданной инструкции.
Выделяют два основных вида неслучайного отбора: направленный отбор (другие названия - целевой, выбор по усмотрению) и стихийный.
Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: гнездовая выборка, квотная выборка, и метод снежного кома.
Гнездовая выборка. Этот вид выборки предполагает отбор в качестве единиц анализа не отдельных людей, а групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Квотная выборка. Ее используют в том случае, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. При квотной выборке респонденты отбираются целенаправленно с соблюдением параметров квот. Число признаков, т.е. данных, которые выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех, если больше, то это серьезно затруднит обработку информации.
Разновидностью целенаправленной выборки является метод снежного кома. Он обычно применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов – например потребителей, обладающих очень высокими доходами или представителей элитных групп. По сути, это техника поиска и отбора респондентов с определенным сочетанием свойств в таких условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей и выборка с каждым шагом разрастается, подобно снежному кому.
Анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Структура (композиция) анкеты. Виды вопросов и методические требования к их формулировке. Возможности и ограничения метода анкетирования.
Опрос представляет собой метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов. Группа, заполняющих анкеты, не должна превышать 30 - 40 человек, а продолжительность заполнения анкеты не должна превышать – 45 - 60 мин. В качестве основного инструмента для опроса используется анкета (вопросник). Источником для составления анкеты обычно служат:
• чужие анкеты;
• литература;
• интуиция и опыт исследователя
Анкета представляет собой структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с методологическими и процедурными задачами исследования. Разработка формы и содержания инструментария тесно увязывается с гипотезами исследования. Вопросы, поставленные в анкетах и листах интервью, представляют собой операционализированную форму гипотез. Анализ ответов респондентов по этим вопросам дает возможность установить в определенной степени истинность или ложность гипотетических предположений.
Анкета должна иметь определенную структуру (композицию). Она включает в себя введение, основную часть и классификационную часть, т.е. «паспортичку».
Важное значение имеет расположение вопросов в анкете, их формулировка, графическое оформление анкеты.
Во введении, т.е. на титульном листе анкеты должны быть:
• название организации-заказчика и организации, проводящей исследование;
• указывается чья анкета, т.е. кому она адресована, например, «Анкета студента»;
• затем ниже помещается краткое обращение к респонденту, где поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса;
• далее дается краткая инструкция по заполнению анкеты;
• в конце (внизу) титульного листа указываются место и год проведения опроса.
Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также процедурой заполнения анкеты.
Очень распространенным в зарубежных опросах общественного мнения такая модель как «пятивопросник» - модель блока вопросов. Блок из пяти вопросов построен по принципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к получению более глубокой и конкретной информации об изучаемой проблеме. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к более частным, детальным.
Другой вариант построения блока вопросов – «батарея», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления. Например, вопросы посвященные разным аспектам изучаемой темы с целью получить целостное описание.
Классификационная часть анкеты или «паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других личных характеристик респондента.
Основные правила формулировки вопросов
1. Прежде всего, вопросы должны быть недвусмысленными.
2. Каждый вопрос дожен быть, насколько это возможно, коротким и простым.
3. В формулировке вопросов следует использовать только те слова, которые заведомо хорошо известны респондентам.
4. В вопросах следует избегать двойного отрицания. Например: «Вы бы не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?».
5. Следует избегать предубежденности в формулировке вопросов. Нельзя использовать «пристрастные» вопросы, которые подсказывают определенный, заранее заданный ответ и могут подталкивать респондента к неточному ответу.
6. Подумайте, не превышает ли заданный вопрос возможностей памяти респондента. 7. Нужно предусмотреть возможности отступления респондента в случае, когда он затрудняется с ответом или некомпетентен в нем, включив такой вариант ответа, как «не знаю», «затрудняюсь сказать» и т.д.
8. Последовательность следования вопросов такова: в начале анкеты размещают легкие, в середине – сложные, в конце вновь более легкие вопросы, например, вопросы «паспортички».
9. Первыми целесообразно поставить вопросы, выявляющие уровень осведомленности.
10. Несколько слов о размерах анкеты. Разумеется, любой исследователь стремиться выжать из своего инструментария максимум информации. В результате чего анкета может разбухнуть до неприемлемых размеров. Однако не следует забывать, что для респондента заполнение анкеты – это серьезная (к тому же неоплачиваемая) работа. Опыт показывает, что внимания и терпения респондента хватает на 25-30 минут, поэтому оптимальный размер анкеты – 4 страницы.
11. Прежде чем отдавать анкету в полный тираж, ее целесообразно опробовать («прокатать») в пилотажном опросе, чтобы уточнить, правильно ли поняты все вопросы, не слишком ли длинна и утомительна, сколько времени занимает ее заполнение и т.д.
Все вопросы анкеты подразделяют по следующим критериям:
1. Содержанию: (о фактах сознания, действий, поведения и личности респондента.
2. По функциям выделяют вопросы: фильтры, контрольные, а также функционально-психологические вопросы.
*Вопросы фильтры задаются для выделения из совокупности опрашиваемых той их части, которой будет адресован содержательный вопрос, следующий за вопросом фильтром.
*Функционально-психологические вопросы необходимы для снятия напряжения, перехода от одной темы к другой. Это вопросы типа: «А теперь несколько вопросов о Вашем досуге...».
*Назначение контрольных вопросов (ловушек) состоит в проверке логической непротиворечивости, достоверности, искренности ответов респондента.
3. По степени стандартизации ответов различают закрытые, полузакрытые и открытые вопросы.
• В закрыости ответов респондента.
3. По степени стандартизации ответов различают закрытые, полузакрытые и открытые вопросы.
• В закрытых вопросах предлагаются варианты ответов. Различают несколько видов закрытых вопросов: дихотомические альтернативные, вопросы со свободным выбором («вопросы – меню») и шкальные вопросы. Ответы в альтернативных вопросах носят также взаимоисключающий характер, сумма ответов на все вопросы всегда будет составлять 100%. Но самым распространенным среди закрытого типа вопросов являются, пожалуй, «вопросы – меню». Они представляют набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает несколько позиций. Иногда исследователь предлагает проранжировать выбранные ответы – упорядочить их по степени привлекательности, значимости для респондента. К примеру, вопрос: «Какие журналы Вы читаете регулярно? Далее идут варианты ответов: «Огонек», «Космополитен», «Лиза» и т.д. Общая сумма удельных весов ответов в таких вопросах может превышать 100%.
• Полузакрытый вопрос. В нем респонденту предлагается дать дополнительные варианты ответов, самостоятельно сформулировать их, если предложенные варианты его не устраивают.
• В открытом вопросе вообще не дается набор возможных ответов. Их формирует сам респондент. Для ответа на открытый вопрос оставляют 2-3 свободные строки.
Выделяются пять вариантов открытых вопросов:
• простой открытый вопрос, например, «Что вы думаете о …?»
• «словесная ассоциация» заключается в прочтении респонденту слов, в ответ респондент должен произнести первое пришедшее на ум слово
• «завершение предложения»
• «завершение рассказа (рисунка)
• «тематический аперцепционный тест» (ТАТ), заключается в том, опрашиваемому показывают картинку и просят придумать рассказ о том, что, по его мнению, на ней происходит или может произойти.
Делая выводы, следует сказать, что для массового опроса в основном используются закрытые вопросы, а для специализированного (экспертного) опроса, наоборот, открытые. Открытые вопросы также используются, как правило, во всех видах интервью кроме формализованного интервью.
4. Для выявления отношения респондента к чему-либо или к кому-либо используют не прямые (выражающие собственную позицию респондента – наример, «Что Вы думаете о...?», а косвенные вопросы, когда респондент высказывается от третьего лица или от имени коллектива, группы. Например: «Как поступили бы Ваши товарищи в такой ситуации?».