В дальнейшем движение может превратиться в организацию или в социальный институт, во главе которого стоит государственный деятель. Институционализация означает конец движения.

Функции социальных движений, их влияние на общество и личность разнообразны. Они могут иметь как разрушительное начало (как в случае экстремистских движений), так и созидательное – через них формируются новые ценности и нормы общественной жизни. Примером последних могут служить так называемые Новые общественные движения (экологическое, антиядерное, за гражданские права, движение за городское самоуправление и др.), возникшие в 1960-е годы на Западе и в США.

 

 

41. СОВРЕМЕННОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

Модернизация (от фр. moderne – современный, новейший) – процесс обновления отсталого, устаревшего общественного устройства в духе требований современности.

В учебной литературе понятие модернизации используется в тесной связи с понятием индустриализации. Однако процесс модернизации является более широким по своему содержанию, а индустриализация является его основой.

В качестве элементов общей модернизации можно обозначить модернизацию:

§ политическую, связанную с развитием политических институтов и демократических механизмов;

§ культурную, порождающую утрату религией прежнего социального значения;

§ экономическую, выраженную в возрастающем разделении труда, совершенствовании технологии и управления;

§ социальную, обусловленную ростом грамотности, урбанизацией и т. д.

В классической социологии содержание модернизации трактуется как процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Истоки этих теорий уходят в начало XIX столетия, когда французский философ-утопист Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) ввёл термин «индустриальное общество» и рассматривал основные изменения своего времени как процесс становления данного типа общества, движущей силой которого являются промышленники и банкиры, а материальное производство становится промышленным производством. В этом он видел коренное отличие нового общества от традиционного аграрного.

В свою очередь, известный немецкий социолог Фердинанд Тённис (1855-1936) считал, что по мере социального развития происходит переход от традиционного общества – общины («Gemeinschaft») к современному обществу – «Gesellschaft» (1887 г.)[62].

По его мнению, в общине социальные отношения основаны на привязанности и душевной близости, люди объединены, несмотря на разделяющие их факторы. Общинные (общностные) отношения представляют собой, прежде всего, отношения родства, соседства и дружбы. По мере того, как люди начинают преследовать личные материальные интересы, они в современном обществе становятся всё более и более разделёнными, несмотря на объединяющие их факторы. Социальные связи приобретают обезличенный характер, семейные и дружеские отношения отступают на второй план.

Эмиль Дюркгейм видел основной источник модернизации в развитии разделения труда, определяющего переход общества от механической солидарности к органической (1893)[63].

Макс Вебер описывал суть происходящих в обществе изменений как победу рационального мышления над традиционным мировоззрением. В доиндустриальных обществах, по его мнению, традиции препятствуют эффективному развитию.

Для современной социологии противопоставление «традиционное – современное» по-прежнему остаётся базовым, так как фиксирует общее направление социальных изменений в процессе модернизации. Общая направленность таких изменений характеризуется как переход от жёстких общественных структур, с ярко выраженной групповой принадлежностью людей и доминированием межличностных, групповых отношений – к более подвижным, более гибким социальным структурам, многообразным ролевым отношениям и достигаемым социальным статусам; от частных к универсальным ценностным ориентациям; и в конечном счёте от традиционной общинности к индивидуальной автономии.

Петр Штомпка перечисляет следующие общие черты или, как он их называет, организующие принципы современности:

1. В основе современности лежит ряд принципов, и прежде всего индивидуализм, который проявляется в окончательном утверждении в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации. Человек освобождается от обязательных групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несёт личную ответственность за собственные поступки, успехи и неудачи.

2. Следующий принцип – дифференциация. Он наиболее значим в сфере труда, где появляется огромное количество специализированных, «узких» профессий, требующих различного уровня мастерства, компетенций и опыта, а также в сфере потребления с её разнообразием возможностей и «жизненных шансов».

3. Ещё один принцип – рациональность, которая составляет лейтмотив теории бюрократии Макса Вебера. Важнейшей чертой современности является также признаваемая всеми роль науки как средства познания.

4. Следующий принцип – экономизм, под которым понимается доминирование над всей общественной жизнью экономической активности, экономических целей и критериев. Современное общество в первую очередь озабочено товаром, его производством, распределением и потреблением и, конечно, деньгами как единой мерой и средством обмена. Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, которые волновали ранние общества, или политические, военные вопросы, типичные для традиционных аграрных обществ, отодвигаются на задний план.

5. Последним принципом является экспансия, то есть расширение зоны охвата, в первую очередь в пространстве. Мы называем это процессом глобализации, которая имеет тенденцию охватывать всё более широкие географические районы и в конечном счёте весь земной шар. Современность распространяется и вглубь, касаясь самых частных, интимных сфер повседневной жизни (например, религиозных убеждений, сексуального поведения, вкусов потребителя, сферы досуга и т. д.)[64].

Классические теории модернизации описывают так называемую первичную модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают процесс, получивший название «вторичной» или «догоняющей» модернизации, которая осуществляется в условиях существования «образца». Часто такая модернизация понимается как «вестернизация» или «американизация», то есть процесс прямого заимствования (или насаждения) западноевропейских либеральных ценностей.

Вследствие этого в 50-60-х годах XX века особую популярность в общественной мысли приобретают так называемые теории модернизации и конвергенции.

Теории модернизации (Марион Леви, Нейл Смелзер, Шмуэль Эйзенштадт и др.)[65] являются продуктом эпохи начавшейся после Второй мировой войны, отразившей сложившееся разделение человеческого общества на три «мира»: «первый мир» развитых индустриальных обществ, включая США, страны Западной Европы, Японию и «индустриальные страны» Дальнего Востока; «второй мир» авторитарных «социалистических» обществ, во главе с Советским Союзом; и «третий мир» постколониальных обществ, многие из которых задержались в своём развитии на доиндустриальной стадии. Теории модернизации сосредоточили своё внимание на контрасте между «первым» и «третьим» мирами, а теории конвергенции главной темой анализа выбрали разрыв между «первым» и «вторым» мирами.

В соответствии с данными теориями существует наиболее развитая западная цивилизация. Её достижения распространяются на развивающиеся страны, которые постепенно приобщаются к более передовым формам организации хозяйства, более эффективным институтам и высоким культурным образцам. Благодаря этим процессам менее развитые общества приобретают типичные характеристики развитых современных обществ. Таким образом, по мнению сторонников модернизационных теорий, в обществах происходит переход от социальной дезорганизации к социальному порядку.

После своего появления теории модернизации подверглись основательной критике, в том числе за их явно выраженный «западноцентризм» и игнорирование реальной ситуации в странах «третьего мира».

В свою очередь, теории конвергенции (Раймон Арон, Самюэль Хантингтон, Уолт Уитмен Ростоу, Питирим Сорокин, Джон Гэлбрейт и др.)[66] обосновывали мирное сосуществование двух систем, капитализма и социализма, а также возможность и необходимость сглаживания экономических, политических и идеологических различий между ними. Их взаимодействие и взаимовлияние в ходе научно-технической революции рассматривались как главный фактор движения этих систем к некоей «смешанной» форме. Согласно гипотезе конвергенции, «единое индустриальное общество» не будет ни капиталистическим, ни социалистическим. Оно соединит преимущества обеих систем и при этом не будет иметь их недостатков.

Типичным примером теории конвергенции может служить теория «стадий экономического роста»известного экономиста Уолта Уитмена Ростоу (1916-2003)[67]. Он выделял следующие пять качественно различных стадий:

1. Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием в сфере экономики сельского хозяйства. Социальная структура традиционного общества – это сословно-классовая структура, где власть сосредоточена в руках крупных земельных собственников.

2. Переходное общество. Для такого общества характерен рост сельскохозяйственного производства. В нем появляется новый вид деятельности – предпринимательство. Происходит складывание централизованного государства, активизируется рост национального самосознания

3. Стадия сдвига. В таких обществах осуществляются промышленные революции и следующие за ними социально-экономические и политические преобразования. Самое существенное при этом – переход от домонополистического капитализма к монополистическому.

4. Стадия «зрелости». Общества на этой стадии осуществляют научно-техническую революцию, быстро развиваются процессы урбанизации. Данная стадия – это стадия индустриального общества.

5. Эра высокого массового потребления. Для обществ этого типа характерен значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления с превращением их в основной сектор экономики.

Наряду с теориями модернизации и конвергенции, начиная с 60-х годов XX века, большое распространение в социологии получают концепции постиндустриального общества (Дэниел Белл, Олвин Тоффлер, Ален Турэн и др.).

Само понятие было впервые предложено американским социологом Дэниелом Беллом (р. 1919)[68]. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Теория Д. Белла является классическим примером концепции постиндустриального общества.

Сходными чертами обладает концепция «трех волн» Олвина Тоффлера (р. 1928)[69]. Согласно этой концепции, человеческое общество переживает три основные волны развития:

§ аграрная волна: аграрная революция, превращение кочевников в крестьян;

§ индустриальная: промышленная революция, превратившая человеческое общество из сельскохозяйственного в индустриальное;

§ начало компьютерной эры и переход к информационному обществу: изменения в современном обществе, ломка цивилизации под воздействием технологической революции.

Теории индустриального и постиндустриального общества, исходящие из методологических установок технологического детерминизма[70], решающую роль в социальных изменениях отводят технологическим изменениям. Последние, в свою очередь, происходят в ходе технологических революций: неолитической революции, промышленной революции XVIII – XIX вв., научно-технической революции 50-60 гг. XX в., информационно-компьютерной революции конца XX в.

Неолитическая революция (аграрная) (началась 10 тыс. лет назад, продолжалась около 3 тыс. лет) – переход цивилизации от присваивающей формы ведения хозяйства (охота и собирательство) к производящей (земледелие и скотоводство). С этим периодом связано появление крупнейших цивилизаций: египетской, индийской, греческой, в Месопотамии. Сложились основные социальные институты: институт государства, армия, семья, институт образования, появились классы.

Промышленная революция (конец XVIII – начало XIX века). В развитии промышленной технологии можно назвать три важнейших радикальных преобразования. В 1784 г. Джеймс Уатт изобрел паровой двигатель. Началось широкое использование силы пара, и произошел переход от ремесленного производства к машинному, массовому. Начался бурный процесс урбанизации. Конец XIX века – применение в промышленности электричества и открытий в химии (изобретение синтетических материалов); изобретение средств связи: телеграф, телефон, радио. В XIX веке произошла окончательная смена экономического строя (феодализма – капитализмом). Сословная структура сменилась классовой. Класс буржуазии стал ведущим, были уничтожены наследственные привилегии.

Революция менеджеров (50-е годы) – переход власти над производством и людьми от собственников к менеджерам. Новый класс наемных работников – управляющие – все больше вытесняют старую элиту – капиталистов-собственников и играет решающую роль в развитии современного западного общества. Д. Белл ввел термин «молчаливая революция», подчеркнув, что собственность и реальный контроль над производством разделены окончательно.

Компьютерная революция осуществляется в настоящее время и связана с изобретением компьютеров и телекоммуникаций. Компьютеризация изменяет многие сферы производства, информационного обеспечения, образования, здравоохранения, досуга. Следствием компьютерной революции является радикальное изменение социальной структуры. В основе социальной структуры информационного общества лежит не отношение собственности, а интеллектуальная квалификация. Резко возрастает число занятых в сфере услуг и информатизации (до 70-80%). Все больше людей освобождаются от умственного и физического труда, что дает возможность повысить творческую активность. Значительную часть своих служебных и производственных функций можно будет осуществлять, не покидая своего дома. Повышаются требования к системе образования: она должна обеспечивать массовую непрерывную переквалификацию работников. Появляются новые формы обучения, например дистанционное обучение.

Важнейшей тенденцией современного социально-экономического развития является глобализация. Уровень взаимозависимости отдельных национальных хозяйств достиг уровня, при котором возник качественно новый феномен – мировая, или глобальная экономика. Процесс глобализации коснулся всех сфер экономических отношений, изменив их количественные и качественные параметры.

Глобализация – процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация проявляется в нарастании взаимозависимости обществ, которая может проявляться в различных формах.

Применительно к обществу глобализация – это возникновение мировой всеобщей социокультурной системы, дифференцированной на отдельные локальные подсистемы. Она заключается в формировании мирового рынка, политики, коммуникации, всемирной культурной стандартизации, ценностей потребления, космополитического стиля жизни, всемирной спортивной деятельности, международного туризма, роста межконтинентальных структур. Складывается наднациональная культура – общемировая городская культура западного типа. В результате этих изменений у населения планеты формируется сходное осознание единого мира, этот мир становится всё более единым целым.

Авторы концепции глобального общества связывают социальное развитие стран – технологических лидеров с их экономической, политической и культурной экспансией.

Так, с точки зрения Иммануэля Валлерстайна (р. 1930)[71], в 1750-1950 гг. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, сопровождавшийся поляризацией мира. Мировые лидеры производства использовали естественные выгоды своего положения и закрепляли приоритеты за счет эксплуатации колоний и национальных окраин[72].

Привлечение сырья и дешевой рабочей силы менее развитых обществ, попадающих в экономическую, затем политическую и социокультурную зависимость, позволило быстро развиваться метрополиям. К середине XX в. развитые общества стабилизировались, весь периферийный мир оказался экономически привязанным к центру. В итоге экстенсивный путь развития мировой социально-экономической системы был завершен. Соответственно, глобальное общество формируется и воспроизводится структурно поляризованным. Каждая из стран в орбите глобализационных процессов испытывает на себе их своеобразные противоречивые воздействия: центростремительные и центробежные. В благоприятном случае перевешивают центростремительные силы, соответственно, страна перемещается ближе к глобальному ядру, попадает в число лидеров, способных эксплуатировать периферию. Страны-лидеры, используя собственное интеллектуальное и экономическое превосходство, с монополистической сверхприбылью продают своим более слабым партнерам технологии и капитал, а страны периферии продают свои зачастую невосполнимые сырьевые ресурсы, культурное достояние, человеческие ресурсы.

В рамках глобальной экономики монополия центра может быть нейтрализована только за счет объединения на региональном уровне менее развитых стран. В терминологии И. Валлерстайна такая тактика именуется «локальными атаками сырьедобывающих стран на средние нормы прибыли». Если такие «атаки» носят регулярный характер и последовательны, то они создают шанс периферийным странам добиться баланса интересов с лидерами глобального рынка.

Соответственно, подъем отдельного общества, конкретной национальной экономики из социальной зависимости возможен только при условии создания локальной периферии – окружения из более слабых регионов, чьи ресурсы оно направит на строительство своего локального ядра. Хотя это не отменяет статуса России как страны регионального значения, это приемлемая стратегия противодействия экспансии более мощных партнеров.

 

 

42. РОССИЯ И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

 

На пороге XXI века проблема будущего России и её места в мировом сообществе приобрела особую актуальность. Отчасти это связано с современным состоянием российского общества, отчасти – с тенденциями трансформации мирового сообщества на пути глобализации.

Рядом специалистов справедливо отмечается, что современная Россия – это одновременно и единая и фрагментарная социальная общность, охваченная разноплановыми конфликтами. За последние пятнадцать лет катастрофически выросла смертность населения, произошло снижение жизненного уровня и продолжительность самой жизни. До недопустимо высокого, с точки зрения обеспечения социального спокойствия общества, выросло социальное расслоение. Даже по официальным данным децильный коэффициент, характеризующий социальное неравенство, достигает 24-28. В цивилизованных странах превышение этим показателем границы в 8 пунктов считается угрожающим для сохранения социального мира.

При этом Россия является потенциально самодостаточной, богатейшей страной мира, обладающей 10% территории Земли, при 2,4 процентах населения планеты. В нашей стране сосредоточено более двадцати процентов мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе – 45% природного газа. Геополитическое и географическое положение России уникально. Оно позволяет кратчайшими путями связать Запад и Восток, Европу – как представителя благополучного Севера и Юг.

Вместе с тем за годы реформ разрыв между реальным потенциалом России и уровнем жизни российского населения продолжает существовать и углубляться. Отсюда понятно, что проблемы России проистекают не из недостатка ресурсов, а из-за недостатка умения «комбинировать» эти ресурсы, то есть удручающего уровня управления. Если вспомнить историю модернизации ныне высокоразвитых индустриальных стран, следует учесть, что она, в значительной степени, была достигнута интенсивным развитием социологии, обеспечивавшим научное осмысление настоящего и будущего модернизируемых обществ на социетальном уровне. Помимо этого, общепринятым в настоящее время является мнение, что достижения высокоэффективного западного современного менеджмента были обеспечены широким практическим приложением социологических знаний в экономике.

Можно сказать, что сейчас для России снова стал актуальным классический контовский рецепт: «…чтобы вылечить больное общество, надо создать точную науку об обществе и открытые ею законы преподавать в школах и университетах, чтобы люди научились правильно и разумно строить свои взаимоотношения». Вместо этого в последние годы происходит снижение статуса социологии в высших учебных заведениях – перевод её из обязательных дисциплин в факультативные, уменьшение количества часов на лекционные и практические занятия. Возможно, это происходит потому, что российские чиновники разных уровней социологию сами не изучали.

Ситуация с мировым сообществом также складывается непросто. Во-первых, оно принципиально неоднородно. И. Уоллерстайн, разработавший теорию мировой системы (мир-системы), выделил три группы стран глобального экономического и политического сообщества: «центр», «периферию» и «полупериферию». Первая группа, состоящая из стран-лидеров, доминирует в мировой экономике и эксплуатирует периферию и полупериферию. Периферия снабжает центр сырьём и ресурсами. Страны полупериферии занимают промежуточное положение.

Сторонники теории глобализации утверждают, что не только периферия никогда не сможет достигнуть уровня развития стран центра, но и полупериферия также не имеет особых шансов на это. И с течением времени отставание будет только увеличиваться. К числу главных следствий относится появление так называемых конченых стран, утрачивающих не только свои интеллектуальные ресурсы через эмиграцию в страны-лидеры, но и саму способность их воспроизводить.

Остаётся надежда, что будущее место России в «мировом сообществе» ещё не определено безвозвратно, хотя ряд таких неоднозначно оцениваемых действий властных органов, как, например, вступление в ВТО, в Болонский процесс, планы прогрессирующего вывоза невосполняемых сырьевых ресурсов и др., не внушают оптимизма.

43. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

 

Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к явлениям, событиям и фактам общественной жизни. Это совокупность представлений, мнений, разделяемых большинством членов социальной группы или общества.

В общем и целом все существующие в литературе определения общественного мнения подчёркивают основные его признаки, а именно:

· общественное мнение включает в себя не все точки зрения, а только связанные с конкретной изучаемой ситуацией, в отношении которой совокупность индивидов выступает как общность;

· общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;

· мнение становится общественным лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остаётся индивидуальной точкой зрения отдельных людей;

· общественное мнение должно обладать относительной устойчивостью, то есть должно сохраняться на протяжении определенного периода времени;

· общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающейся конкретного вопроса или группы вопросов. При этом важно иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.

Активное изучение общественного мнения началось во второй половине XIX века. В этой связи можно обозначить следующие информационные потребности, которые оказали существенное влияние на его изучение:

Ø потребности в информации о политических и социальных процессах, происходящих в обществе;

Ø потребности в изучении потребительского поведения населения, его отношения к средствам массовой информации и рекламе. Основным стимулирующим фактором в данном направлении послужило развитие экономических структур и новых экономических отношений;

Ø потребности в научном объяснении социальных и политических процессов, проверка теорий и гипотез.

Большой вклад в развитие техники и методики изучения общественного мнения внесла деятельность Американского института общественного мнения (American Institute of Public Opinion). Данная организация была создана Джорджем Гэллапом (1901-1984) и предпринимателем Г. Андерсоном ещё в 1935 году, а уже через 12 лет её успехи были признаны мировым сообществом и частное учреждение было преобразовано в Международную Ассоциацию Гэллапа – Gallup International Association. Джордж Гэллап стал её первым президентом. Таким образом, параллельно с развитием информационных потребностей шло формирование новой исследовательской инфраструктуры.

Успех пришел к Гэллапу в 1936 году, когда, опросив в ходе президентской компании несколько тысяч человек, он верно предсказал переизбрание Франклина Рузвельта, в то время как журнал «Литерари Дайджест» (Literary Digest), имевший 20-летний опыт построения точных прогнозов, неожиданно ошибся.

Сегодня прогнозы Института Гэллапа распространяются всеми крупнейшими американскими и мировыми информационными каналами, комментируются ведущими журналистами, социологами и политологами. Понимая важность накопления и сохранения материалов опросов для науки и образования, Джордж Гэллап активно поддержал идею создания Роуперовского центра (Roper Center), который был создан в 1946 году известным исследователем общественного мнения Элмо Роупером (1900-1971) с целью сбора, хранения и анализа результатов опросов общественного мнения. Чуть позже к ним присоединился другой патриарх изучения общественного мнения – Арчибальд Кроссли(1896-1985). Вслед за Гэллапом он передал центру материалы своих опросов, что значительно пополнило его коллекцию. Сегодня Роуперовский центр является крупнейшим в мире собранием опросов общественного мнения.

В настоящее время, наряду с традиционными, бурно распространяются новые технологии изучения общественного мнения. Особенно это заметно в политической сфере. Такие понятия, как опросы на входе на избирательные участки, опросы на выходе из избирательных участков или как их ещё называют exit-poll[73], праймериз, политические рейтинги почти повсеместно вошли в лексикон исследователей. Широкое применение получили опросы с помощью Интернет, например, онлайновые опросы. В гораздо меньшей степени изучение общественного мнения осуществляется с помощью наблюдений, где источником информации могут быть внешние проявления социальных явлений.

В нашей стране опросы общественного мнения вошли в повседневную практику лишь в 80-е годы прошлого века, и они связаны с созданием Всесоюзного (с 1992 г. Всероссийского) центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). У истоков данной организации стояли Борис Андреевич Грушин (1929-2007), Татьяна Ивановна Заславская (р. 1927) и Юрий Александрович Левада (1930-2006). Позднее стали появляться новые независимые исследовательские организации, такие, например, как Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), независимый исследовательский центр «Российское общественное мнение и исследования рынка» (РОМИР), «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр), «Фонд – общественное мнение» (ФОМ) и другие.

Среди европейских исследовательских центров стоит отметить Институт Демоскопии[74] (Institut für Demoskopie Allensbach). Данная организация была основана в 1947 году известнейшим исследователем общественного мнения, профессором Элизабет Ноэль-Нойман (р. 1916)[75] в маленькой деревушке Алленсбах (ФРГ) на германо-швейцарской границе. Сегодня Институт Демоскопии (ИДА) является крупнейшим научным центром и известен не только в Германии, но и далеко за её пределами. В сферу его деятельности входит широчайший круг вопросов, начиная с политических исследований и заканчивая анализом рынка.

Другими известными организациями, изучающими общественное мнение, являются: Европейская ассоциация исследований общественного мнения и рынка (European Society for Opinion and Marketing Research – ESOMAR) и Национальный центр опроса общественного мнения США (National Opinion Research Center – NORC). ESOMAR является одной из ведущих всемирных ассоциаций, объединяющих специалистов в области исследований общественного мнения и рынка. Штаб-квартира организации находится в Амстердаме (Нидерланды). NORC – старейшее в США учреждение по организации выборочных опросов, созданное в 1941 году при Чикагском университете.

Говоря об общественном мнении, нельзя не сказать о тех функциях, которые оно выполняет. Итак, к основным функциям общественного мнения относятся:

ü регулирующая функция, которая позволяет поддерживать и изменять существующую в обществе систему ценностей, а также регулировать социальные взаимоотношения во всех сферах общества;

ü функция социализации, которая заключается в формировании у каждого индивида под воздействием общественного мнения системы ценностей, норм и образцов поведения;

ü оценочная функция, показывающая ценностно-нормативное отношение людей к социальным явлениям;

ü контрольная (экспрессивная) функция, заключающаяся в оказании морального воздействия на власть с целью приведения социальных процессов в соответствие с представлениями общества;

ü консультативная функция, которая заключается в получении советов и предложений по решению социальных проблем;

ü директивная (предписывающая) функция, которая проявляется в непосредственном воздействии авторитета общественного мнения на решение общественных проблем.

Однако ошибочно полагать, что общественное мнение представляет собой истину. Так, например, Эббот Лоуренс Лоуэлл (1856-1943) в работе «Общественное мнение и народное правительство» (1913)[76] пришел к выводу, что общественное мнение имеет ограниченную компетентность ввиду своей субъективности, недостаточной информативности и эмоциональности. Следовательно, хотя современные технические возможности позволяют выяснить мнение каждого, сложные политические проблемы должны решать компетентные правительства. Большинство является не всегда правым, не всегда умеет найти оптимальное решение.

Другой исследователь – Уолтер Липпман (1889-1974) в своих работах[77] утверждает, что «средний человек», получая искаженную, неполную информацию, упрощенно понимает социальные процессы, не видит связи социальных явлений, тенденций развития. Это не всеведующий и всемогущий гражданин, а простой обыватель, судящий об окружающем мире на основе стереотипов мышления.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

· Возможности общественного мнения ограничены уровнем развития страны, особенно уровнем и качеством жизни её населения, развитием его общей и социально-политической культуры.

· В общественном мнении часто преобладают стереотипы. Социальный стереотип – схематичное и упрощенное представление о социальном объекте, широко распространенное в обществе. В основе стереотипов часто лежат различные предубеждения, сформировавшиеся без достаточной информации и усвоенные без критического осмысления.

· Общественное мнение легко поддается манипулированию. Манипулирование–целенаправленное воздействие на общественное мнение и социальное поведение людей с целью изменения их сознания, позиций и действий вопреки их интересам.

Манипулирование, воздействуя на сознание индивида, незаметно внедряет соответствующие установки и стереотипы поведения. При этом индивид, являясь объектом манипулирования, считает, что действует на основе своего собственного свободного выбора или решения.

Манипулирование широко используется властями (для укрепления своих позиций), специалистами по рекламе и маркетингу (для увеличения спроса на товары и услуги), религиозными деятелями (для привлечения сторонников), общественно-политическими деятелями. Огромными манипулятивными возможностями обладают СМИ, в особенности телевидение, так как активно участвуют в формировании общественного мнения. Они могут не только помочь разобраться в ситуации, но и дать ложное толкование существующим фактам. Так, например, СМИ эффективно манипулируют результатами социологических опросов. Одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом – как катастрофу.

 

 

44. КУЛЬТУРА

 

В самом широком значении культурой называют все, что создано разумом и руками человека, весь искусственный, отличный от природы, мир явлений.

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда и т. п.).

Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

К культуре в широком смысле относят также общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни (нормы, социальные институты, социальные отношения и т. д.). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.

Материальные и духовные объекты, созданные трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственно созданными.

В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с нравственностью, искусством.

В социологии культура рассматривается как социальный институт, который выполняет следующие социальные функции:

1. Сохранение, воспроизводство и обогащение духовного опыта человечества, передача его из поколения в поколение. Это можно назвать главной функцией культуры. Культура характеризуется, прежде всего, способностью производить, сохранять и распространять духовные ценности.

2. Нормативная функция культуры – культура устанавливает нормы поведения, средства и цели человеческой жизнедеятельности.

3. Оценочная функция. Она оценивает действия людей как положительные и отрицательные, одобряемые и неодобряемые, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные и консервативные и т. д. Таким образом культура регламентирует поведение человека.

4. Культура выполняет функцию целеполагания. Культура вырабатывает идеалы, ранжирует ценности, производит отбор целей в жизнедеятельности человека. Она типизирует цели, делая их достоянием общества.

5. Познавательная функция культуры. Через культуру осуществляется познание – научное, художественное, религиозное, нравственное и т. д. Результатом познания является установление смысла и значения содержания артефактов, социальных процессов, явлений природы, элементов культуры.

6. Коммуникативная функция – культура создает систему коммуникаций, обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность.

7. Культура осуществляет социализацию человека, выводит его из мира животного в мир «homo sapiens».

8. Рекреативная функция культуры. С помощью средств и учреждений культуры человек имеет возможность восстановить свои душевные силы, получить эмоциональное облегчение и разрядку.

Важнейшей частью культуры являютсяценности и нормы.

Ценности и нормы, согласно Т. Парсонсу, являются общим необходимым условием социальной интеграции. Социальный порядок в обществе возможен тогда, когда его члены разделяют общие ценности, следуют сложившимся нормам поведения (которые, в свою очередь регулируются базовыми ценностями), исполняют ожидаемые от них роли. Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими как политика, право и т. п. В правовой системе закреплена система ценностей общества.

Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В результате такого отбора культуры совершенно различны.

Процесс передачи культуры от предшествующих поколений к последующим называется культурной трансмиссией. Она обеспечивает преемственность, или непрерывность культуры. Когда происходят какие-то катаклизмы (войны, катастрофы), то в результате гибели носителей культуры происходит разрыв культурной цепи. Наступает культурное истощение, т.е. исчезает больше культурных черт, чем появляется.

Однако передаются не все элементы культуры, а только то, что называется культурным наследием, – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие – фактор сплочения нации, средство объединения в период кризисов и нестабильности.

Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок. Культура возникла под воздействием общественных запросов и потребностей. Поэтому любую культуру надо рассматривать с позиций культурного релятивизма, т. е. анализировать культуру в ее собственном контексте, с позиций убеждений, ценностей носителей этой культуры.

Крайне опасна противоположная тенденция – стремление судить о других культурах с позиций превосходства своей собственной. Такая тенденция называется этноцентризмом(разновидность этноцентризма – евроцентризм).В современных условиях обострения социальных противоречий социологи пришли к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры.

Общие элементы во всех культурах – культурные универсалии. Это такие элементы культуры, которые есть во всех обществах независимо от географического расположения, уровня развития, исторического времени (например, спорт, украшения, религиозные обряды, мифы, игры, всего более 60 универсалий).

Важнейшая роль в теориях культуры отводится языку. Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия. Язык служит основным средством передачи культуры. Общий язык объединяет людей, поддерживает сплоченность общества. При этом разные языки могут стать причиной социальных конфликтов.

Разновидностями культуры являются доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Доминирующая культура – совокупность ценностей, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Так как общество распадается на множество групп – национальных, демографических, профессиональных, конфессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, которая называется субкультурой.

Субкультура – это культура, присущая отдельным социальным группам. Существуют молодежная субкультура, профессиональная, субкультура национальных меньшинств, конфессиональная, детская и т. п.

Контркультура – культура, противостоящая доминирующей культуре, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями. Культура преступников, террористов противоречит общечеловеческой культуре. Хиппи отрицали господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют элитарную, народную, массовую культуры.

В большинстве европейских обществ в начале ХХ века сложились две формы культуры – элитарная и народная.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами (классическая музыка, изящное искусство, высокоинтеллектуальная литература). Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура (мифы, легенды, сказки, эпос, песни, танцы) создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, передается устно из поколения в поколение. Народная культура также имеет высокую художественную ценность, является достоянием народа и фактором его сплочения, определяет национальное самосознание.

В ХХ веке произошло стирание граней между элитарной и народной культурой и возникла массовая культура.

Массовая культура (другое название – поп-культура) общедоступна, обладает, как правило, низкой художественной ценностью и рассчитана на пассивное, некритичное восприятие. Массовая культура – феномен, отличающийся от традиционного функционирования культуры. Она является следствием ряда взаимосвязанных социальных процессов: урбанизации, распространения законов рынка на культуру, технического развития и трансформации сферы образования, появления более однородной социальной структуры. К важнейшим источникам формирования массовой культуры можно отнести введение с 1870 г. в ряде европейских стран закона о всеобщей грамотности, что привело к появлению массового читателя. Затем на формирование массовой культуры повлияло распространение СМИ.

Особенность массовой культуры – коммерческий характер функционирования, в основе которого лежит платежеспособный спрос основной массы населения. Многие творческие организации связаны с банковским и промышленным капиталом, что ориентирует их на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. Зрителю, слушателю не требуется специальная подготовка для восприятия массовой культуры, более того, высокие эстетические запросы, художественное образование часто этому мешает.

Широкое распространение массовой культуры, процессы урбанизации, стандартизации привели к появлению такой глобальной проблемы человечества, как снижение культурного разнообразия, т.е. исчезновение культур малочисленных народов. Сейчас и в мире и в России стоит проблема сохранения культур малочисленных народов. К глобальным проблемам относят также проблему возрождения духовных и нравственных ценностей.

 

 

45. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Важнейшим фактором социальных изменений являются изменения в материальной культуре, главным образом совершенствование орудий труда. Эти изменения определяют технический прогресс, который считается важнейшей составляющей социального прогресса. Именно технический прогресс в конечном счете определяет вектор социального прогресса.

Однако духовные, в том числе религиозные, факторы также имеют определяющее значение для обновления общества, как и новые технологии. М. Веберу принадлежит заслуга изучения духовных факторов роста капитализма в Европе, а именно влияния этики протестантизма на развитие капитализма.

К числу важнейших факторов социальных изменений и модернизации относятся такие процессы в культурной сфере, как секуляризация, распространение грамотности и образования, многообразие идеологических течений, развитие массмедиа.

Важным изменением в духовной сфере становится секуляризация, которая приводит к расширению практических и целерациональных форм деятельности, где определяющим критерием становятся не моральные, духовные соображения, а эффективность и практическая польза.

Духовное производство, прежде всего в рамках системы образования, становится важной сферой социальной мобильности, меняет социальную структуру общества. Распространение грамотности приводит к формированию среднего класса, усилению одного из наиболее мобильных слоев – предпринимательского.

При переходе от традиционного к индустриальному типу общества в духовной жизни получает признание ориентация на перемены (реформы) и отказ от прежних запретов на нововведения, характерные для традиционного общества.

Важным фактором социальных изменений является идеология, которая является средством регулирования деятельности населения, задает ценностные ориентации. Ярким примером здесь может служить коммунистическая идеология, которая сыграла в СССР выдающуюся роль в процессе индустриализации страны. Она стала основой внутренней личностной ориентации активных участников «строительства коммунизма».

Такие элементы культуры, как знание и информация являются непременной предпосылкой хозяйственной деятельности, условием научно-технической революции, важным ресурсом передовой экономики. Знания и информация приводят к новым открытиям, изобретениям, техническим и социальным инновациям. Производство знаний и информация становятся определяющим фактором как в конкуренции компаний, так и целях стран.

Культурные факторы тесно переплетаются с экономическими, формируют ту среду, в которой участвуют фирмы. Экономика немыслима без таких ресурсов, как труд и рабочая сила. Она детерминируется системой трудовых и экономических ценностей, мотивацией к труду, т.е. неэкономическими факторами. В этом взаимодополнительность экономики и культурной подсистемы общества.

Например, социальные нормы и ценности оказывают влияние на структуру спроса на внутреннем рынке, цели менеджеров, на то, каким образом фирмы организуются. Система ценностей влияет на достижение успеха в конкуренции. Отношение к богатству отличается в разных странах, например, в США оно – важный стимул, а в Швеции – нет. Отношение к богатству определяет способность предпринимателей рисковать. В Германии, Швейцарии, Сингапуре банкротство считается личной катастрофой. В других странах один-два раза обанкротиться считается вполне приемлемым. Такая разница влияет на выбор отраслей и стратегий и определяет в конечном счете структуру экономики.

Культурные факторы влияют и на деятельность фирм. Наиболее важными из национальных особенностей, влияющих на методы организации и управления фирмами, являются отношение к авторитету власти, нормы взаимодействия между людьми, отношения работников к управленческому звену, и наоборот, социальные нормы индивидуального и группового поведения, профессиональные стандарты. Они, в свою очередь, вытекают из системы образования, социального и религиозного прошлого, семейных традиций и из много другого. Например, преобладание в Италии семейных малых фирм – следствие высокого уровня индивидуализма, сильных семейных связей и подозрительного отношения к властям.

В основе ценностей американского общества лежат принципы индивидуализма и индивидуальной свободы, личной предприимчивости и опоры на собственные силы. В ХХ веке принципы и идеалы бизнеса стали преобладать в системе морально-этических ценностей и установок. Этому содействовали и продолжают содействовать литература, кино, средства массовой информации. Таким образом, ценностные ориентации американцев легли в основу экономической жизни общества в США, которой является свобода предпринимательской деятельности.

Социальные изменения происходят также под воздействием процесса культурной диффузии – это проникновение культурных черт из одного общества в другое, которое может быть как взаимным, так и односторонним. В современном мире самым важным каналом диффузии являются средства массовой информации, а также миграция, туризм, деятельность транснациональных корпораций, миссионерская деятельность; во все времена такими каналами были войны и торговля. Мощное воздействие американской культуры на европейские страны получило название «американизация» или «вестернизация», а влияние европейской культуры на страны-колонии в свое время получило название «европеизация».

Следует помнить, что духовная культура более консервативна и может на определенных этапах являться тормозом социальных изменений. У. Огборн ввел понятие культурный лаг, которое описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, чем другие. Ценностный мир человека не успевает приспособиться к слишком быстрым изменениям в материальной культуре.

Всякий процесс преобразований должен быть обеспечен соответствующими социальными и культурными основаниями. Поэтому сложно проводить экономические реформы, так как часто они предполагают ломку устоявшихся норм, трансформацию системы ценностей. Это вызывает сильное противодействие социальной среды.

 

 

46. СОЦИОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

 

Социологические знания используются при управлении социальными институтами, при принятии управленческих решений на макроуровне. Качество управленческих решений, в подготовке которых принимали участие социологи, существенно выше качества решений, принятых на основе интуиции и здравого смысла, к которым часто прибегает управленец-практик.

Социология может проверить, как будет работать то или иное экономическое, политическое решение, как его воспримет население в целом или социальная общность, на которую оно распространяется. Подготовка документов, законов должна быть обеспечена социологической проработкой. Перед принятием законов, постановлений надо продумывать социальные последствия их принятия. Неверное решение может иметь негативные последствия или быть недейственным. Социологи дают информацию о распределении общественного мнения по тому или иному вопросу, показывают, что принимаемые решения могут быть таким-то образом восприняты общественностью. Ценность такой информации в том, что если данное решение руководителя любого ранга не будет воспринято общественностью, то не будет и его реализации. Таким образом, социология выступает помощницей в системе управления.

В настоящее время одним из ведущих направлений западной социологии является прикладная социология (applied sociology) – особый тип знания, который не замыкается рамками отдельной школы, течения или направления.

Это совокупность моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение и достижение реального социального эффекта. Это исследовательская работа, сделанная по заказу клиента, в качестве которого могут выступать органы власти, государственные организации, общественные фонды, фирмы и другие.

Исторические корни прикладной социологии восходят к XIX веку. Ещё А. Смолл (1854-1926) считал, что социология должна давать практические рекомендации в форме «социальной технологии», призванной способствовать совершенствованию социальных институтов. Особая заслуга в становлении и развитии прикладной социологии принадлежит Полю Лазарсфельду (1901-1976), который первым начал проводить коммерческие исследования по заказу организаций.

В американской социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных направления – социальная инженерия и клиническая социология.

Социальная инженерия (social engineering) – совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. С концепцией «социальной инженерии» в 50-е годы ХХ века выступил философ К. Поппер. Он под социальной инженерией понимал «планирование и конструирование институтов, с целью возможного задерживания или регулирования или ускорения социального развития»[78]. В качестве научно устоявшегося термина социальная инженерия появилась в американской социологии в 60-х годах ХХ века. Однако сама идея и принципы ее практической реализации сложились гораздо раньше, до Второй мировой войны – в рамках так называемой человеческой инженерии.

Область применения социологии для нужд «социальной инженерии» необычайно возросла в капиталистических странах, особенно после Второй мировой войны. Она охватывает такие сферы общественной жизни, как законодательство, общественное благосостояние, внешняя политика, политическая жизнь, этнические отношения и др. Особенно широко применение и использование социологии наблюдается в военных учреждениях, в частности в военных учреждениях США.

Практическое применение «социальной инженерии» в западных странах и США идет в следующих основных направлениях, которые тесно связаны и дополняют друг друга.

Первое направление – это мероприятия и программы, осуществляемые в национальном или даже в интернациональном масштабах на уровне правительств или отдельных правительственных служб. Сюда относятся программы и мероприятия относительно проблем нищеты, безработицы, расовой и этнической дискриминации, преступности, наркомании и т. д. В этом плане показателен пример США, которые в исторически короткое время провели несколько таких программ. Особое внимание в США уделяется «человеческой инженерии» в армии. Большое место занимают вопросы, связанные с совершенствованием управления и организацией личного состава, изучением поведения и психологии военнослужащих США (моральное состояние солдат, их отношение к командному составу, к политике, проблемы, связанные со службой, межгрупповые отношения). Правительственная поддержка этих исследований все время возрастает.

Следующее направление социальной инженерии включает концепции и практические мероприятия, которые призваны непосредственно воздействовать на поведение и действия индивида, той или иной социальной группы. Здесь главный объект воздействия социальной инженерии – это человек в определенных конкретных условиях, главным образом на производстве.

Социальная инженерия – базовая деятельность заводского социолога. Если цель академического социолога – получение нового знания, то цель заводского – использование этих знаний в социологической практике, при подготовке управленческих решений по социальной тематике.

Объектом деятельности социолога-прикладника считается социальная организация предприятия, которое рассматривается как сложная, многофункциональная социотехническая система или специфический социальный институт.

Специалисты в области социальной инженерии занимаются социальными проблемами на производстве и, как правило, имеют комплексную подготовку по ряду наук, применяя в своей исследовательской деятельности данные социологии, психологии, социальной психологии, экономики, статистики, эргономики и других общественных наук.

При этом используются такие методы, как лабораторные и полевые исследования, наблюдение и моделирование (включая использование макетов и тренажеров), исследование критических ситуаций, эксперимент, теория игр, теория информации, тестирование.

В прикладной социологии используются разные виды игр: деловые игры (производственные, исследовательские, учебные); ролевые игры и социодрама; организационно-деятельностные (решение региональных проблем); инновационные (решение задач, не имеющих аналогов); рефлексивные (снятие стереотипов); поисково-апробационные (выработка конкретной программы деятельности коллектива).

Решения, принятые в ходе игры, как правило, глубже и обоснованнее выработанных традиционно. Пока что даже при хорошей организации доля нереализованных управленческих решений достигает 40-50 %. При этом достаточно многочисленны случаи рождения в игре управленческих и организационных проектов. Их отличает новизна, наличие альтернатив, оптимальность и реализуемость. Человеку свойственно мыслить стереотипно, а игры, тренинги позволяют эти стереотипы снять. Например, психологические тренинги с менеджерами помогают переориентировать их сознание.

Прикладная социология использует также сценарий как аналитический прием исследования альтернативных вариантов развития ситуации. Сценарий можно определить как описание возможных вариантов развития ситуации, при этом выделяют пессимистические, вероятные и оптимистические сценарии. Метод сценариев особенно удобен, когда речь идет о военно-политических или социально-экономических проблемах. Сценарии полезны при изучении будущей обстановки, знание которой помогает определить возможные потребности в ресурсах. Сценарий призван определить поворотные моменты, когда вовремя принятые решения еще могут повлиять на ход событий.

В настоящее время за рубежом значительная часть социологов работают в сфере бизнеса. Регулярные консультации с социологами, заказы социологическим организациям стали нормой принятия управленческих решений. Социолог включается в консультативно-управленческую деятельность, что позволяет более эффективно использовать людские и материальные ресурсы.

Сегодня социальной инженерией занимаются в основном частные фирмы по «управленческому консультированию», исследующие удовлетворенность зарплатой, условиями и организацией труда, стиль руководства. Клиентом инженера-социолога является администрация, для которой такие исследования – это способ адаптации фирм к требованиям рыночной конъюнктуры, повышения прибыли, производительности труда, снижения себестоимости. Полученные результаты оформляются в научном отчете, обобщаются в систему практических рекомендаций по улучшению политики в сфере трудовых отношений.

Социальная инженерия использует разработанные средства и методы, которые в 70-е годы стали обозначать понятием «социальные технологии». Социальная технология – это последовательный набор действий, который позволяет достичь поставленной цели: «кто и что делает», «когда», «где», «как часто», «каков эффект». Каждая социальная технология регулирует один или несколько социальных процессов.

Много социальных технологий создано для подбора, расстановки, продвижения кадров. Есть технологии, направленные на стабилизацию коллективов, диагностику и регулирование сплоченности, социально-психологическую адаптацию, снятие конфликтов. У социальных технологий перед различными методиками есть ряд преимуществ: процедура определяет те минимально необходимые действия, которые обеспечивают достижение цели; экономичность усилий; положительный эффект достигается с наименьшими издержками; стандартизация внедрения технологии; снижение издержек на подготовку персонала; сокращение времени освоения исполнителями необходимых операций.

При оценке эффективности от внедрения социальных технологий различают экономические и социальные эффекты. Реализация социальных резервов производства позволяет повысить его экономичность, увеличить результативность по сравнению с затратами. Эти резервы позволяют прибавить за их счет 30-50 % производительности труда. Однако эффект от ряда мероприятий не может быть выражен экономически, тогда говорят о наличии социального эффекта, такого как достижение стабильности коллектива, повышение удовлетворенности трудом, улучшение морально-психологического климата и т. д.

 

 

47. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные об изучаемом объекте.

Социологическое исследование опирается на специальные методы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Вид социологического исследования определяется его целью, от которой зависит вся логика его проведения.

Исходя из характера получаемых данных, социологические исследования можно разделить на теоретические и эмпирические. Первый вид предполагает теоретический анализ изучаемых проблем и явлений, а также обобщение уже существующего фактического материала. Второй – сбор, обработку и анализ первичного материала по изучаемой проблеме.

Если же исходить из целей и задач исследования, то можно выделить фундаментальные и прикладные (практические) исследования. Фундаментальные исследования призваны обогащать теорию и методологию социологической науки. Прикладные направлены на диагностику и выработку рекомендаций по изменению ситуации и решению социальных проблем.

По глубине получаемых знаний социологические исследования делятся на разведывательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические.

Разведывательные – небольшие, упрощенные исследования, имеющие небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий. Они, как правило, являются предшественниками более глубоких исследований и позволяют получить предварительную информацию об изучаемом объекте.

Описательные исследования – более глубокий вид исследований. Они проводятся по разработанной программе и апробированной методике. Позволяют получить целостные и глубокие данные об объекте.

Аналитические исследования – самые сложные и глубокие исследования. Они носят не только описательный характер, но и позволяют проанализировать причины, определяющие количественные и качественные характеристики объекта, рассмотреть изучаемые явления в динамике.

Рассматривая социологические исследования во временном аспекте, можно выделить разовые (точечные) и повторные (лонгитюдные) исследования.

Разовые исследования предоставляют данные о состоянии объекта на момент проведения исследования. Примером разового или точечного исследования может служить так называемое монографическое исследование. Монографическое исследование предполагает детальное изучение одного объекта, взятого самостоятельно или в качестве представителя всего множества подобных объектов. То есть из всего множества объектов выбирается типичный и затем тщательно изучается.

Повторные исследования проводятся несколько раз по одной методике и позволяют проследить динамику в развитии объекта. Существует несколько разновидностей повторных социологических исследований: панельные, когортные и трендовые исследования.

Панельные исследования проводятся по единой программе и методике. Один и тот же социальный объект изучается в определенном временном интервале с целью установления динамики его развития.

Когортные исследования проводятся так же, как и панельные исследования. Отличаются от них тем, что объектом исследования является возрастная или иная группа (когорта), изучаемая на протяжении длительного промежутка времени. Типичной когортой является группа людей одного года рождения.

Трендовые исследования имеют целью установление тенденций (трендов) социальных изменений.

По условиям проведения социологические исследования могут быть полевыми и лабораторными. Полевые исследования проводятся в естественных для данного объекта условиях; лабораторные исследования – в искусственно созданных условиях.

Исходя из масштабов проведения, выделяются локальные, региональные, межрегиональные, отраслевые, общегосударственные и международные социологические исследования.

По степени охвата генеральной совокупности социологические исследования делятся на сплошные и выборочные.

Генеральная совокупностьэто всё множество элементов, составляющих объект исследования. Следовательно, при сплошном исследовании изучается всё множество элементов, входящих в генеральную совокупность. Не всегда возможно в исследовании полностью охватить всю генеральную совокупность, поэтому проводятся выборочные исследования.

При выборочном исследовании отбирается часть единиц входящих в генеральную совокупность. Выборочная совокупность(выборка) – это часть единиц генеральной совокупности, отобранная для исследования с тем, чтобы сделать заключение обо всем объекте. Выборка выступает в качестве микромодели всего объекта исследования. Для того чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать репрезентативностью.

Репрезентативность выборкиэто соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности. Следовательно, структура выборочной совокупности должна по своим основным параметрам соответствовать структуре генеральной совокупности.

Под ошибкой репрезентативности понимается возможное отклонение характеристик генеральной совокупности от характеристик выборочной. Поэтому чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка.