Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 12 страница

 

 

39. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Социальные процессы – это более или менее существенные социальные изменения в социальных явлениях, общностях, социальных качествах общностей или индивидов.

Процесс (от лат. processus – продвижение) – последовательная смена состояний каких-либо явлений, ход развития чего-либо.

Можно выделить следующие группы социальных процессов по их содержанию:

1) формирование и развитие социальных общностей, усиление или ослабление социальных связей на основе процессов их интеграции или дезинтеграции;

2) изменение различных социальных качеств, характеристик этих общностей и охватываемых ими индивидов (например, снижение политической активности населения);

3) возникновение социальных организаций и изменения в них, усиление степени их организованности или дезорганизации, функциональности или дисфункциональности;

4) изменения в социально-психологических структурах, улучшение или ухудшение социально-психологического климата в тех или иных социальных группах и организациях.

Классификацию основных социальных процессов создали в 20-х годах ХХ века известные американские социологи представители Чикагской школы социологии Роберт Парк (1864-1944) и Эрнст Бёрджесс (1886-1966)[59], обозначив следующие их виды: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация.

Кроме этих видов, выделяют еще два социальных процесса – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация протекает во всех социальных группах и общностях (коллективный труд, досуг, неформальное общение). И в простых и в сложных обществах люди кооперируются для достижения индивидуальных и общих целей. В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Желание людей сотрудничать выражается в разных формах: создание фирм, предприятий, религиозных, общественных организаций, групп по интересам, правительственных учреждений. Создание семьи – тоже пример кооперации.

Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение дефицитными ресурсами (власть, деньги, статусы и другие ценности). Конкуренция может иметь личностный характер (борьба двух лидеров за власть) и безличный (конкуренция фирм на рынке). Конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Крайняя форма конкуренции – война между обществами. Соперничество выше в обществах открытых, где больше достигаемых статусов, чем в обществах, где преобладают предписанные статусы. Положительное проявление конкуренции в том, что она стимулирует индивидов или группы к достижениям.

Приспособление – принятие индивидом или группой социальных норм, ценностей новой для них социальной среды. Это происходит, когда прежние нормы и ценности не приводят к удовлетворению потребностей, неуместны в новой социальной среде, в результате чего человек ведет себя «неправильно» с точки зрения представителей этой новой среды. Примеры: адаптация эмигрантов в чужой стране, адаптация человека на новом рабочем месте к другой организационной культуре. Приспособление включает такие условия, как компромисс, подчинение, терпимость. То есть приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизнедеятельности в изменившихся условиях.

Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, в результате чего формируется новая культура, разделяемая всеми участниками. Яркий пример – формирование американской культуры, представляющей собой «сплав» культур европейских, африканских и других народов.

Амальгамизация (сочетание разнородного) – биологическое смешивание этнических групп, племен, народностей, в результате чего они становятся одним народом. Пример – образование русской нации в результате смешения различных племен и народов.

Для групп характерны поддержание границ и систематические связи. Между социальными группами существуют границы, которые устанавливаются и поддерживаются членами групп (униформа, жаргон, специальные знаки отличия, дипломы, ограждение территорий). Границы между группами могут быть созданы формально, закреплены законодательно (расовая сегрегация в школах США, отменённая в 1954 г.). Но чаще всего создание и поддержание границ является неформальным процессом (и после отмены расовой сегрегации многие предпочитали учиться раздельно). Чаще всего у членов групп нет явных знаков отличия, но все равно есть трудноуловимые признаки, которые дают членам групп чувство идентичности и по которым члены группы могут отличать «своих» и «чужих».

Систематические связимеждуразличными социальными группами являются необходимым условием их существования и функционирования общества в целом (взаимодействие организаций друг с другом, сотрудничество партий, связь города и деревни посредством обмена продукцией, товарами, связи между регионами, территориальными общностями и т. д.).

Все процессы взаимосвязаны, почти всегда протекают одновременно, создают основу для постоянных изменений в обществе.

 

 

40. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

Социальные движения представляют собой сложный тип коллективного поведения. Большой вклад в их изучение внес американский социолог Г. Блумер. Общественное движение, согласно Г. Блумеру, представляет собой «коллективную попытку изменить социальный порядок»[60].

Позднее Р. Тернер и Л. Киллиан дали более развернутое определение: «Общественное движение представляет собой коллективное образование, действующее в течение достаточно длительного времени, целью которого является содействие или сопротивление социальным изменениям в обществе или группе, частью которого он является»[61].

В определении подчеркиваются два основных параметра движения: их коллективный характер и целенаправленность действия.

Социальные движения охватывают самые разные формы: от групп самосовершенствования и религиозных сект до революционных и реформаторских движений. Общественные движения отличает содействие или сопротивление социальным изменениям в любой области, будь то политика, экономика, религия, образование, искусство, досуг или нравственная сфера.

Социологи изучают следующие стороны общественных движений:

1. Возникновение и формирование движений. Движения формируются часто в условиях политического экстремизма; социальной и психологической напряженности, вызванной быстрыми переменами в обществе; в условиях массового недовольства.

2. Коллективный характер движения. Внимание исследователей привлекают возникающие нормы, ценности и идеология движения.

3. Участие в движении. Изучаются, в основном, установки и ориентации личности, способствующие ее привлечению в движение. Главными факторами участия являются недовольство и неудовлетворенность, вызванные объективными условиями жизни индивидов или их субъективной оценкой, т.е. абсолютная и относительная депривация.

4. Нестабильный характер движений в отличие от устойчивых институциональных структур, который проявляется в характерной для движения слабой организованности, особенно на ранних этапах, и изменчивости целей.

Разнородность социальных движений делает необходимым осуществлять их классификацию и типологию.

return false">ссылка скрыта

Г. Блумер выделяет общие и специфические движения.

Общее движение представляет собой форму некоординированных усилий многих людей, которых объединяет лишь общая направленность. Примеры: феминистские движения, рабочее движение, аболиционизм. Такие движения по сути являются длительным процессом постепенных изменений в культуре, ценностях общества. Они содействуют формированию новых систем ценностей, потребностей и норм.

Общие движения формируют культурный дрейф, который создает почву для развития специфических или конкретных движений.

Специфические движения имеют конкретную, четко сформулированную цель, для достижения которой создается организация со структурой ролей, норм и правил.

Среди специфических движений Блумер выделяет два основных типа – реформаторский и революционный. Различия между ними – это различия в масштабе целей социального преобразования и отношении к существующим социальным институтам.

Реформаторские движения ориентированы на частичные изменения при сохранении существующего социального порядка; они признают основы общественного устройства и его основные ценности, критикуя отдельные социальные дефекты. В связи с этим реформаторские движения могут рассчитывать на массовую поддержку населения и социальных институтов. Они используют официальные структуры – прессу, добровольные организации, учебные заведения и даже правительственные структуры.

Революция подразумевает изменение социального порядка в целом. Революционные движения подвергают сомнению основополагающие ценности и выдвигают новые. Они лишены возможности использовать существующие институты, поскольку борются за их разрушение.

Кроме общих и специфических, выделяют еще один тип – экспрессивные движения.

К ним отнесены религиозные движения и мода. Будучи массовыми, они не направлены на социальные изменения. Для экспрессивного поведения характерна символическая насыщенность, обилие ритуалов.

Н. Смелзер делит движения на ценностно ориентированные и нормоориентированные.

Первые связаны с ориентацией на изменение ценностей, доминирующих в обществе. К ним относятся утопические, миссионерские движения, политические и религиозные революции, харизматические движения и др.

Вторые нацелены на конкретную реформаторскую деятельность в рамках существующей системы.

Главными причинами возникновения социальных движений называют следующие условия: структурную напряженность, накопленную социальную неудовлетворенность групп населения, относительную депривацию.

Напряженность определяется как социальное беспокойство; это и объективная характеристика общества и состояние сознания социальных групп и личностей. Она возникает в результате экономических кризисов, политических переворотов, массовой миграции, войн – все это примеры быстрых социальных изменений. Напряженность можно описывать и как психологическую реакцию на объективную проблемную ситуацию, стресс.

Относительная депривация определяется как осознаваемое расхождение между социальными ожиданиями и возможностью удовлетворения потребностей. Это расхождение порождает чувство социальной неудовлетворенности, создает психологическую напряженность, которая требует разрядки. Такая разрядка осуществляется через участие в социальных движениях.

Выделяют несколько факторов относительной депривации:

· абсолютную депривацию (экономическую депрессию, рост налогов, ухудшение или утрату социального статуса),

· разрушение старых ценностей и убеждений группы,

· информацию об успехах другой социальной группы.

Эти факторы определяют субъективную оценку своего статуса как неудовлетворительного, что более значимо для возникновения социальных движений, чем объективные условия.

Участие в социальных движениях может определяться различными факторами. Среди личностных факторов участия в общественных движениях часто называют: маргинальность, отчуждение, фрустрацию, иррационализм, авторитаризм.

Фрустрация и отчуждение способствуют формированию определенного типа личности – фанатика, который склонен участвовать во всяком движении, независимо от направленности.

Социальная изоляция, чувство одиночества, отчуждение, слабая связь с вторичными социальными институтами приводят людей в социальные движения, где они находят единомышленников и могут удовлетворить свою потребность в социальной принадлежности. Однако мотивы участия могут быть разнообразны: это может быть стремление к самореализации, ориентация на цели движения, честолюбие, корыстные интересы и пр.

Социальные движения проходят ряд стадий в своем развитии.