Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 5 страница

В «Системе социологии» (1920) П. Сорокин подробно объясняет научные принципы социологии:

1. Социология как наука должна строиться по типу естественных наук. О противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же.

2. Социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т. е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии.

3. Социология должна быть «объективной дисциплиной», т. е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. Социология должна быть свободна от оценочных норм и психологического субъективизма.

4. Если социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, недоказанных наукой построений. В этом отношении, как считал Сорокин, хорошая диаграмма стоит любого социально-философского трактата.

5. Разрыв с философией означает и разрыв с идеей монизма, т. е. сведения любого социального явления к одному какому-нибудь началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Наиболее распространенным определением социологии конца XIX века было ее определение как науки об обществе и закономерностях, проявляющихся в социальных явлениях.

Сорокина не удовлетворяло данное определение, поскольку оно не проясняло то специфическое родовое свойство социальных явлений, благодаря чему они становятся классом социальных явлений, изучаемых социологией. Этим свойством, по мнению Сорокина, является психическое взаимодействие индивидов, которое может быть только в общении, в обмене идей и чувств. Он делал акцент на содержательном элементе социальных явлений, подчеркивая, что они состоят из человеческих взаимодействий, которые включают три основных элемента:

- людей (субъектов действий),

- мысли и нормы (значения действий),

- предметы (материальные носители значений), посредством которых значения выражаются и переносятся.

Отсюда предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Общество, как утверждает Сорокин, есть совокупность людей, находящихся в процессе общения.

Жизнь отдельного индивида есть непрерывный процесс психического взаимодействия между ним и другими людьми. Что касается общества в целом, то оно «похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает»[24].

Сорокин делил все науки на три группы:

- науки, изучающие неорганическую область объективной действительности;

- науки, изучающие органическую область объективность действительности;

- науки, изучающие «сверхорганическую или социокультурную» область – социальную действительность.

Область сверхорганического образуют, согласно Сорокину, социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека. К этой области относятся: язык, наука и техника, религия, философия, искусство, право, этика, обычаи и поведение людей.

Социология входит в третью группу наук и имеет особую задачу, которая состоит в изучении того, что является общим для всех сверхорганических феноменов. В отличие от других специальных общественных наук, дающих лишь фрагментарные знания о социальной действительности, социология является общей, по выражению Сорокина, «генерализирующей» наукой о социальных феноменах всех категорий, а также об отношениях и взаимосвязях, которые их объединяют.

В работе «Система социологии» Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология состоит из трех разделов:

- социальная аналитика (изучает структуру социального явления и его основные формы);

- социальная механика, или социальная физиология (изучает процессы взаимодействия людей, поведение людей и то, чем оно вызывается и определяется);

- социальная генетика (изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов).

Практическая социология (или социальная политика), будучи прикладной дисциплиной, при опоре на теоретическую социологию должна «давать человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям». Это должна быть дисциплина научного управления обществом.

Центральной темой творчества Сорокина считается социокультурная динамика. П. Сорокин считает, что человек с его психикой есть социальный продукт, поскольку его сознание наполняется социальным содержанием – культурой. По его мнению, культура имеет духовную основу и развивается по своим собственным законам, которые определяются ее свойствами (хотя и признает, что на развитие культуры влияют также некоторые социальные факторы).

Он считал, что основой и фундаментом всякой социокультуры является понятие ценность.

Истолковывая понятие «ценность» как основу всякой системы, Сорокин делал вывод о том, что с помощью эмпирических исследований культурных качеств (значений, норм, ценностей), скрытых в сознании индивидов и выражающихся в их деятельности, можно обнаружить длительные периоды в истории, отличные друг от друга, т. е. различные цивилизации, смена которых и составляет исторический прогресс.

Каждая цивилизация, или социокультура, неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Устаревает, меняется система ценностей, и ей на смену приходит другая, коренным образом меняющая социомир.

Таких социокультурных суперсистем он выделил три:

1) «чувственная» (реальность воспринимается непосредственно чувствами);

2) «умозрительная» («идеациональная») (реальность познается при помощи интуиции);

3) «идеалистическая» (рассматривается как комбинация двух первых).

Первая характеризуется господством материалистических, чувственных, утилитарных ценностей.

Во второй высшими ценностями являются религиозные ценности, высшей истиной признается Бог, а другие культурные системы (политика, экономика, наука, философия, мораль, право и т. д.) подчинены теологии.

Идеалистическая сочетает черты и ценности чувственной и умозрительной культур, поэтому этот тип может считаться интегральным.

Сорокин видел кризис современной ему культуры, которую он определил как чувственную, в том, что создание материальных ценностей опередило совершенствование духовных, причем духовный мир его современников деградирует.

Анализируя причины современной дисгармонии, он видел главную причину в том, что человечество вступило в переходный период от одной формы культуры к другой. Этот переход начался в конце XIX века, но новая форма культуры еще не сложилась. Первая мировая война и Октябрьская революция – это результат огромных переворотов в социокультурной системе европейских обществ. Сорокин твердо верил, что новая, более совершенная форма культуры придет на смену чувственной культуре. С точки зрения Сорокина мировая культура вечна, происходит лишь смена ее форм.

В историю социологии П. Сорокин вошел также и как создатель теории социальной стратификации и социальной мобильности, эмпирическим исследованиям которых он посвятил много времени. В американский период деятельности Сорокина не оставляет идея создания единой системы социологии, интегрирующей различные направления, подходы и методы на базе не только социологии, но и философии, культурологи, антропологии, этики, религии и т. п.

Работа «Преобразования человечества» (1948) содержит план преобразования личности, общества и культуры, осуществление которого, по мнению Сорокина, могло бы привести к ликвидации войн и урегулированию конфликтов между индивидами и группами.

 

 

15. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие). Основателем направления считается Джордж Герберт Мид (1863-1931).

В центре внимания – процесс взаимодействия индивидов (откуда и название направления). Взаимодействие – это система коммуникаций и межличностного общения.

Интеракционисты акцентируют внимание на коммуникативных формах – информационных процессах, языке, средствах связи и т. п.

Основные положения изложены в работе виднейшего представителя данной теории Герберта Блумера «Символический интеракционизм: Перспективы и метод»:

1. Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые им придают.

2. Эти значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами.

3. Эти значения изменяются и применяются посредством интерпретации – процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), его окружающих.

Язык интерпретируется как фактор, который имеет решающее значение во взаимодействии людей и который отличает его от взаимодействия животных. Язык имеет символическую природу, способен порождать одинаковые реакции на языковые конструкции (слова) при общении с любым индивидом. Но при этом значение слова возникает в результате взаимодействия и имеет договорную (контрактную) природу. Такой процесс создания значений в ходе постоянного взаимодействия и составляет основной путь происхождения и развития социального мира. Развивая и изменяя значения, человек изменяет социальный мир.

Таким образом в представлениях интеракционистов мир наполнен субъективностью и представляет собой организованный мир культуры. Они не разрабатывают теорию общества, считая это бессмысленным, уходят от обсуждения вопросов общества, его структур, институтов и организаций. Не обсуждают проблемы власти, государства, конфликтов и т. п. Точка зрения интеракционизма противоположна структурному функционализму.

Социальная структура представляется как сеть ролевых позиций, социальное действие – как сознательный выбор индивидов. Интеракционисты считают, что социальный мир и личность являются продуктом ролевого взаимодействия между людьми.

Теория направлена на эмпирические исследования социального поведения в различных ситуациях, повседневной жизни. В рамках символического интеракционизма осуществляются масштабные исследования механизмов поведения толпы и больших масс людей, поведения в общественных местах, слухов, паники.

Единственно возможным видом социологического исследования они считают изучение способов и форм межличностного взаимодействия. При этом теоретический уровень работ критиками данного направления оценивается как весьма низкий. Интеракционисты не предпринимают почти никаких попыток создать теоретические обобщения даже эмпирических исследований. Каждое описание приложимо для них только в конкретной ситуации и не может быть распространено ни на какую другую. Общество, которое они понимают как общение, находится в постоянном движении и потому не может быть абстрагировано.

Символические интеракционисты создали оригинальную концепцию человеческой личности, которая получила название «обобщенного другого». Дж. Мид так объяснял суть этой концепции: «Ребенок, играющий в игру, должен быть готов занять место любого участника… разные игровые роли участников должны иметь определенные взаимоотношения друг с другом… Если он участвует в игре с мячом, он должен соотносить себя с каждой позицией, связанной с его собственной. Он должен знать, что собирается делать любой другой участник для выполнения своих игровых задач. Он должен знать и использовать все роли…Роли других игроков, которые участник обобщает в себе, организуются в определенную совокупность, и эта совокупность контролирует соотнесение индивида. …Каждый из его актов детерминируется его обобщением в себе других, участвующих в игре… и по-другому игра не может состояться».

В игре ребенок учится играть роль «отдельного другого», в играх с ровесниками – координировать свои действия с другими и видеть себя их глазами. Его поведение (и вообще поведение индивида) – это реакция на поведение другого. Личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Посредством этого взаимодействия он учится видеть себя в более широком контексте до тех пор, пока не научится играть роль «обобщенного другого», т.е. видеть себя глазами общества. Чем разнообразнее и шире система взаимодействий личности, тем богаче и своеобразнее реакции, способы деятельности личности.

Одним из крупнейших представителей символического интеракционизма называют также Эрвина Гоффмана (1922-1982).

Свою концепцию он назвал «драматургическим подходом», т. к. рассматривал все аспекты жизни по аналогии с театром.

Человек – это актер, продюсер, режиссер; роли (т. е. ожидания, которые имеют другие относительно нашего поведения в определенных ситуациях) можно рассматривать как театральные пьесы, которые мы разыгрываем. «Руководство представлением» осуществляется постоянно, как если бы человек был одновременно продюсером, ангажирующим себя на роль, актером, ее исполняющим, и режиссером, следящим за исполнением. Наше «Я» не имеет сущности, о нем ничего нельзя сказать. Мы имеем столько «Я», сколько различных ситуаций нам подготавливает наше окружение. Предметы мы используем как реквизит, за рамками наших ролей (за кулисами) мы можем расслабиться после «представления» и мы тщательно охраняем наши «частные кулисы». Все это «представление» и есть наша жизнь. Работы Э. Гоффмана имеют описательный характер, представляя собой классификацию техник и стратегий общения.

 

 

16. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ

 

Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современной социологии. Возник в начале 30-х гг., не потеряв актуальности и сейчас. Создатели – Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (род. в 1910).

Структурный функционализм называют первой социологической теорией, возникшей самостоятельно, без опоры на существовавшие философские доктрины. Однако корни его уходят к основателям социологической теории О. Конту, Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму. Структурный функционализм исходит из таких представлений об обществе, которые неразрывно связаны с формированием социологии и определением ее как самостоятельной науки. Он рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, развитие и функционирование которой может быть объяснено только «изнутри». Основной метод, который используется в данном направлении – сравнительно-исторический.

Основные идеи структурно-функционального подхода:

1. Общество – целостный, единый организм, состоящий из множества частей, систем: экономической, политической, военной, религиозной и т. д. Они не связаны однозначно с конкретными индивидами, а являются позициями индивидов в системе. Таким образом, системы не состоят из людей, в системах люди только участвуют.

2. Каждая часть общества может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Заполнение тех или иных структурных позиций означает для участвующих индивидов приобретение некоторого социального статуса и выполнение определенной социальной роли.

3. Функции частей – это удовлетворение каких-либо общественных потребностей. Вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части другим частям труднее восполнить нарушенные функции.

5. Для обеспечения стабильности общества необходим развитый механизм социального контроля. Социальный контроль осуществляют органы политического управления, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

6. Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

Предметом изучения функционалистов является, таким образом, функционирование основных социальных институтов, а не поведение индивидов. Общество у функционалистов – это совокупность социальных статусов, а не людей, это объективная реальность, находящаяся вне и над индивидами. Основное внимание при таком подходе сосредотачивается на том, как социальные структуры оказывают влияние на поведение людей, детерминирует социальное действие.

По мнению Парсонса, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он называл «осями ориентации». Первая ось: внешнее – внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось: инструментальное – консуматорное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, перспективным потребностями и целями.

Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами.

Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычай, функцию воспроизводства структуры – система верований, мораль и органы социализации, включая институт образования. Указанные категории, по Парсонсу, пригодны для описания любых систем на любых уровнях, причем более общие системы дифференцируются, выделяя подсистемы, сосредоточивающиеся на выполнении одного из четырех указанных функциональных императивов.

Функционалистская теория стратификации показывает, что система стратификации способствует поддержанию стабильности и порядка в обществе. Парсонс утверждал следующее.

· Различные слои общества и различные группы взаимосвязаны и обязаны сотрудничать, чтобы социальная жизнь была упорядочена.

· Существует «естественная» стратификация людей в обществе, т.к. люди от рождения имеют разные способности и таланты. В развитых странах стратификация осуществляется обычно на основании индивидуального успеха и напряженной работы, поэтому самые трудолюбивые и способные люди занимают более высокое положение, имеют более высокий заработок и заслуживают больший авторитет.

· Система стратификации, когда люди с более высокими заработками пользуются большим уважением, чем другие, неизбежна и справедлива.

· Власть высших социальных слоев законна, т. к. она осуществляется для того, чтобы принести пользу обществу.

Эти положения подвергаются справедливой критике представителей других направлений социологической мысли, в частности, отмечается, что:

- в результате стратификации возникают группы имущих и неимущих, а разногласия между ними могут стать причиной нестабильности в обществе;

- функционализм предполагает, что люди руководствуются только материальными соображениями, однако многие талантливые люди выбирают низкооплачиваемую работу потому, что она им интересна, потому что это их призвание;

- не всегда те, кто имеет высокую квалификацию, могут «пробиться» на высокооплачиваемую работу. Существует явление «самопополнения» или «самовоспроизводства» привилегированных слоев общества. Т.е. те, кто занимает эти посты, являются выходцами из одного слоя или одних семей. Талантливым специалистам из других слоев трудно пробиться в круг элиты;

- люди, обладающие властью, в общем, действуют не всегда в интересах общества, а преследуют свою выгоду, часто в ущерб другим.

Р. Мертон сосредоточил свое внимание на создании теорий среднего уровня (среднего радиуса действия). Он утверждал, что анализ Т. Парсонса слишком абстрактен и недетализирован, а потому неприменим в исследовании социальной реальности.

Для этого необходимы теории среднего радиуса действия, которые более доступны для исследования, проверки и управления социальными процессами и которые стали своего рода «соединительными мостами» между эмпирическими исследованиями и теоретическими исследованиями на макроуровне.

Мертон подверг критике положение Парсонса о функциональном единстве, т. е. предположения о том, что все части социальной системы взаимодействуют друг с другом достаточно гармонично. Функциональный анализ постулировал внутреннюю связность частей системы, при которой действие каждой части функционально для всех остальных и не ведет к противоречиям и конфликтам между частями.

Однако, по мнению Мертона, это возможно только в теории и противоречит реальности. То, что функционально для одной части системы, может быть дисфункционально для другой. Р. Мертон ввел понятие «дисфункция», которое должно отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую.

Структурный функционализм оценивается как специфический метод научной мысли. Теоретические и методологическое положения Парсонса продолжают разрабатываться и подвергаться критическому осмыслению и уточнению в работах нового поколения зарубежных социологов.

Критика функционализма сводится к следующему: внеисторический подход к изучению общества, которое рассматривается статично, вне динамики развития; неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическая ориентация на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов; неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное; представление о человеке только как о «наполнителе» социальной роли.

Сфокусированность функционализма на социальных системах, их организации (структуре) привела к «потере человека» и его поведения. В этом смысле структурный функционализм представляет собой пример «чистой» социологии, не сводимой к психологии.

 

 

17. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА

 

Теория социального обмена возникла как одна из теоретических оппозиций теории Т. Парсонса и структурному функционализму, пытавшаяся вернуть человека в социологический анализ.

Одним из основателей этой теории является Джордж Каспар Хоманс (род. 1910), а одним из крупнейших теоретиков является Питер Майкл Блау (род. 1918). Хоманс обвинял функционализм в том, что он не способен теоретически объяснить поведение людей и поставил своей задачей создать теорию, способную давать такие объяснения. Он подчеркивает важность психологии при объяснении социального мира.

Базовым положением является утверждение, что социальное поведение может быть и должно быть объяснено в рамках научной социологической теории. По мнению теоретиков этого направления, социальное поведение людей представляет собой взаимодействие людей, которое, по сути, является процессом обмена, подобно экономическому обмену. Поэтому социальный обмен также доступен научному объяснению, как и обмен экономический.

Теоретики данного направления видят социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты, причем это утверждение распространимо на все поведение людей.

Социальные системы у Дж. Хоманса, в отличие от Т. Парсонса состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены пятью взаимосвязанными положениями. Истоки для их создания Дж. Хоманс нашел в психологическом бихевиоризме Б. Скиннера. Эти положения рассматриваются как система, которая объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации.

Первое положение – положение успеха – состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие.

Второе положение – положение стимула – описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-то стимул или совокупность стимулов привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему личность будет стремиться повторить действие.

Третье положение – положение ценности – определяет, что чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше он будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.

Четвертое положение – положение «насыщения-голодания» – определяет, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды.

Пятое положение – положение «агрессии-одобрения» – определяет, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которое не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными. Наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказание, которое он предполагал, то он будет стремиться демонстрировать ободряемое поведение.

Этими положениями Хоманс пытается объяснить не только социальное поведение людей, но и социальных групп и организаций и вообще экстраполировать их на все социальные процессы, поскольку считает, что в сущности отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от межличностного взаимодействия.

Однако эти положения объясняют поведение в том случае, если обмен взаимовыгодный или симметричный, как его называет Хоманс. Но они не объясняют невыгодные общественные отношения – социальное неравенство, власть, насилие.

Для их объяснения вводится понятие несимметричных отношений и выдвигается принцип наименьшего интереса. Он состоит в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в процессе обмена, обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участниками ситуации. В основе власти лежит способность человека вознаграждать других, в то время как другие не могут вознаградить его. Даже насилие со стороны обладающих властью представляет собой частный случай обмена, только несимметричного.

Социальная эволюция при этом понимается как выравнивание отношений обмена, когда насилие станет исключением.

Для объяснения социальной стратификации Дж. Хоманс вводит принцип дистрибутивной справедливости. Суть этого принципа в том, что любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию индивидов. Отсюда, социальное неравенство естественно и справедливо, т.к. отражает вклад индивидов в общественное целое.

Питер Майкл Блау в целом разделяет положения Хоманса, однако утверждает, что не все социальные отношения могут быть объяснены как процессы обмена. Взаимодействие сложных структур нельзя объяснить правилами обмена. Поэтому Блау различает два уровня социальных явлений: уровни макро- и микроструктур. Положения бихевиоризма хорошо объясняют только уровень микроструктур.

Особую критику у него вызывает объяснение Хомансом феномена власти. Блау не отрицает, что властные отношения возникают как частный случай социального обмена.

Власть возникает тогда, когда один из участников обмена обладает монопольным правом на некое вознаграждение (материальное или нематериальное), которое он стремится с выгодой для себя обменять, навязывая свою волю другим участникам обмена, которые стремятся получить эту награду. Этот процесс приводит к образованию системы рангов, социальных статусов. Однако власть должна утвердиться, для чего она должна быть санкционирована другими участниками обмена, т.е. быть легитимной. Здесь Блау берет за основу веберовскую концепцию легитимности власти. Источником легитимности власти является способность человека в процессе социализации усваивать нормы и ценности, в т. ч. и в отношении органов власти, и воспроизводить их в своих действиях. Таким образом, легитимность власти Блау объясняет нормами и ценностями, которые усваиваются в процессе социализации и которые не связаны с процессом обмена.

Теория обмена представляет достаточно рационализированную модель социального поведения, которое объясняется как внешними, так и внутренними, психологическими факторами. Однако на макроуровне бихевиористские объяснения не дают адекватного толкования происходящих там процессов.

 

 

18. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

 

Феноменологическая социология – теоретико-методологическое направление в социологии ХХ в., основанное на философии Эдмунда Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации.

Гуссерль ставил своей задачей создание философии, которая обращалась бы к человеческим знаниям и опыту, считая, что научное знание все более отрывается от повседневности – источника наших знаний.

Полвека спустя социологи использовали тот же аргумент, утверждая оторванность устоявшейся социальной теории, в частности структурного функционализма, от социального опыта и социальной жизни.

Основоположником феноменологии является ученик Гуссерля Альфред Шюц (1899-1959). Его идеи получили распространение в 60-70 гг. и дали толчок развитию других концепций («структурная социология», социология знания, этнометодология, когнитивная социология, социология повседневности).