СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ, ФИКСИРОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ

 

Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии

 

Комментарий к статье 21

 

1. Комментируемая статья определяет порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии. В данной статье воспроизведены положения ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, определявшие порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий, но эти положения претерпели изменения и дополнения, о чем подробнее сказано ниже. Во многом аналогично положениям комментируемой статьи в ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии определен порядок установления, выплаты и доставки накопительной пенсии (об этом также подробнее сказано ниже), при этом ч. 14 указанной статьи в отношении порядка и сроков выплаты накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, доставки накопительной пенсии отсылает к комментируемому Закону. Уместно также упомянуть, что согласно п. 4 ст. 24 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе в период нахождения пенсионера в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с комментируемым Законом.

В части 1 комментируемой статьи, воспроизводящей соответствующие положения п. 1 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, предусмотрено, что установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании ОПС в России осуществляется страховщиком, которым является ПФР. Как определено там же, ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. В части 5 указанной статьи установлено, что страховщиками по ОПС наряду с ПФР могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Установление накопительной пенсии и выплата накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, согласно ч. 1 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии осуществляются страховщиком, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением накопительной пенсии формирует пенсионные накопления в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании и Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах". В части 3 указанной статьи аналогично ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что установление накопительной пенсии и выплата накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, застрахованному лицу, формирующему пенсионные накопления у страховщика, которым является ПФР, осуществляются территориальным органом страховщика по месту жительства лица, обратившегося за назначением накопительной пенсии.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает два способа обращения граждан с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии: 1) непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства; 2) в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства. Второй из указанных способов может быть использован лишь при соблюдении соответствующих условий - между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Данные положения в части возможности обращения с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг являются нововведениями комментируемого Закона. Часть 3 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии содержит аналогичные ч. 2 комментируемой статьи положения о способах обращения застрахованного лица, формирующего пенсионные накопления у страховщика, которым является ПФР, с заявлениями о назначении, выплате и доставке накопительной пенсии непосредственно в территориальный орган страховщика или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства.

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах регламентирована положениями гл. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <1>. Согласно определению, данному в п. 5 ст. 2 названного Закона (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 359-ФЗ <2>), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - это организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным данным Законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

<2> www.pravo.gov.ru, 2013, 23 декабря.

 

3. В части 3 комментируемой статьи, содержащей нововведение комментируемого Закона, предусмотрено право работодателя обращаться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, но при этом установлено условие реализации такого права - наличие письменного согласия соответствующих работников. Аналогичные положения закреплены в ч. 5 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии. Законом 2014 г. N 216-ФЗ в п. 1 ст. 24 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении введены положения, предусматривающие, что работодатель вправе обращаться за установлением, выплатой и доставкой пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность представления обращения за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "Единый портал государственных и муниципальных услуг"). При этом указано, что порядок оформления такого электронного документа определяется Правительством РФ.

return false">ссылка скрыта

Такие же положения содержались в п. 1 и 2 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях. Эти положения были введены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ, в целях реализации которого издано Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" <1>. Обращение к данному Постановлению подразумевалось в п. 1 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях и подразумевается в ч. 4 комментируемой статьи.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4479.

 

Нововведением в ч. 4 комментируемой статьи являются положения, устанавливающие, что заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений ч. 7 данной статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

В части 7 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии закреплены положения, аналогичные тем, которые содержатся в ч. 4 комментируемой статьи, но с одним изъятием - соответственно положениям Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" использование Единого портала государственных и муниципальных услуг предусмотрено только при обращении за назначением, выплатой и доставкой накопительной пенсии в ПФР.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ <1>) Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 данного Закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 данного Закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4291.

 

5. В части 5 комментируемой статьи определены особенности выплаты страховой пенсии при смене пенсионером места жительства: в этом случае выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании выплатного дела пенсионера по его новым месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания; при этом предусмотрено, что место жительства или место пребывания подлежит подтверждению документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством РФ, а место фактического проживания - личным заявлением пенсионера.

Данная часть воспроизводит соответствующие положения п. 1 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, но в этих положениях не говорилось о возможности выплаты трудовой пенсии по месту фактического проживания пенсионера, подтвержденному его личным заявлением. Аналогично ч. 5 комментируемой статьи в ч. 6 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии предусмотрено, что:

страховщик, которым является ПФР, при смене застрахованным лицом места жительства осуществляет выплату накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, на основании выплатного дела по новым месту жительства или месту пребывания застрахованного лица, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством РФ, или по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением застрахованного лица;

страховщик, которым является негосударственный пенсионный фонд, при смене застрахованным лицом места жительства осуществляет выплату накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, по его новым месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

Месту жительства гражданина посвящена ст. 20 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ <1>), в которой наряду с прочим определено следующее: местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1); местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2).

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2012, 31 декабря.

 

Для целей регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России понятия мест жительства и пребывания определено в ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) <1>:

место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства;

место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227; www.pravo.gov.ru, 2013, 23 декабря.

 

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России наряду с названным Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регламентирован изданным на основании данного Закона Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

 

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает установление в порядке, определяемом Правительством РФ, таких актов, как перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии.

Подобным образом в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ) указывалось, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В точности аналогичное регулирование содержалось в п. 2 ст. 24 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ).

Упомянутым выше (см. комментарий к ст. 2 Закона) Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 4) Минтруду России и ПФР поручалось совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом 2001 г. о трудовых пенсиях и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении. В рамках исполнения указанного поручения были изданы:

Постановление Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <1>;

Постановление Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <2>;

Постановление ПФР и Минтруда России от 16 февраля 2004 г. N 15п/18 "Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <3>.

--------------------------------

<1> РГ. N 100. 2002. 5 июня.

<2> Там же.

<3> РГ. N 56. 2004. 19 марта.

 

В новой редакции п. 2 ст. 24 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (т.е. в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) предусмотрено, что перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Подобным образом ч. 8 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии предусматривает, что перечень документов, необходимых для назначения накопительной пенсии, правила обращения за накопительной пенсией, в том числе работодателя, назначения накопительной пенсии и корректировки ее размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для назначения накопительной пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки ее хранения, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Соответственно положениям ч. 6 комментируемой статьи, п. 2 ст. 24 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении и ч. 8 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии на текущий момент издан Приказ Минтруда России от 3 сентября 2014 г. N 602н "Об утверждении Положения о сроках хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" <1>. Кроме того, на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru размещены:

проект Приказа Минтруда России "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <2>;

проект Приказа Минтруда России "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <3>;

проект Приказа Минтруда России "Об утверждении Правил выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения периода, в течение которого пенсионеру неправомерно производилась выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)" <4>.

--------------------------------

<1> РГ. N 260. 2014. 14 ноября.

<2> СПС.

<3> СПС.

<4> СПС.

 

7 - 8. Части 7 и 8 комментируемой статьи регламентируют истребование органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и представление в этот орган документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии (в точности аналогичные положения закреплены соответственно в ч. 9 и 10 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии в отношении документов, необходимых для установления и выплаты накопительной пенсии):

в соответствии с ч. 7 данной статьи такие документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Исключение составляют случаи, когда такие документы включены в определенный Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов;

иные необходимые документы согласно ч. 8 комментируемой статьи запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме;

часть 8 данной статьи также предусматривает право заявителя представить указанные документы по собственной инициативе. Согласно ч. 4 ст. 22 комментируемого Закона орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

В частях 7 и 8 комментируемой статьи воспроизведены с терминологическими изменениями положения п. 3 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ). Изменением по существу является лишь то, что в этих положениях предусматривалось представление государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями иных необходимых документов в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. В части же 8 комментируемой статьи говорится о представлении таких документов "на бумажном носителе или в электронной форме".

Исключения, о которых идет речь в ч. 7 комментируемой статьи, предусмотрены положениями ч. 6 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Так, в указанной части (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 387-ФЗ <1>) говорится о следующих документах, представляемых в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа (пункт 4 утратил силу):

1) документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

2) документы воинского учета;

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;

8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;

9) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;

11) документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в России, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

13) учредительные документы юридического лица;

14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством РФ об опеке и попечительстве;

15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий;

18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;

19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.

 

9. В части 9 комментируемой статьи предусмотрено право органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. Аналогичное право страховщика установлено в ч. 11 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии.

Пункт 3 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях в первоначальной редакции предусматривал право органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии. Это положение не вошло в новую редакцию указанного пункта, т.е. после изложения этого пункта Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ полностью в новой редакции. Соответственно, в последней редакции этого пункта указанное право органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, лишь подразумевалось.

В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, согласно ч. 8 ст. 22 комментируемого Закона вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой до завершения проверки, но не более чем на три месяца.

10 - 11. Часть 10 комментируемой статьи содержит правила определения даты в случаях, если она в соответствующем документе непосредственно не указана: в случае, если в документе, подтверждающем смерть (рождение) застрахованного лица, указан только год без обозначения точной даты смерти (рождения), за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца, а если указан период, за дату принимается дата начала периода. Такие же положения закреплены в ч. 12 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии.

В части 11 комментируемой статьи закреплено правило определения момента достижения определенного возраста в случае, когда достижение определенного возраста является одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии: такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.

Положения ч. 10 и 11 комментируемой статьи являются нововведениями комментируемого Закона, поскольку Закон 2001 г. о трудовых пенсиях подобных положений не содержал. Вместе с тем речь не идет о принципиально новом регулировании. Так, в п. 151 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" <1>, предусматривалось следующее: если в представленном документе указан только год рождения, без обозначения месяца, то за дату рождения принимается первое июля данного года; в тех случаях, когда в документе о стаже указан только год поступления на работу или год окончания работы, без обозначения точных дат (например, "с 1927 года по 1933 год"), датой начала работы или окончания работы считается первое июля данного года; если в документе о времени рождения или о стаже указан только год и месяц, без обозначения точной даты, то датой считается 15-е число соответствующего месяца.

--------------------------------

<1> СП СССР. 1972. N 17. Ст. 86.

 

12. В соответствии с ч. 12 комментируемой статьи выплата страховой пенсии на территории РФ производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений. Подобные положения содержались в п. 4 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), но формулировались они несколько иначе: выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), в том числе пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Соответственно, в ч. 12 комментируемой статьи, прежде всего, подразумевается отсутствие ограничений выплаты страховой пенсии, связанных с осуществлением пенсионером работы и (или) иной деятельности. Следует подчеркнуть, что в рассматриваемой части не говорится о выплате страховой пенсии именно по месту жительства или месту пребывания пенсионера.

13. Часть 13 комментируемой статьи определяет следующие способы доставки страховой пенсии, который определяется по желанию пенсионера: 1) через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации; 2) через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.

Подобным образом в п. 5 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) предусматривалось, что доставка трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или через организации почтовой связи, кредитные организации и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, путем: вручения сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в кассе организации, производящей доставку трудовой пенсии; вручения сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) на дому; зачисления сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) на счет пенсионера в кредитной организации. Как видно, в отличие от данных положений в ч. 13 комментируемой статьи не упоминается о доставке страховой пенсии органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Согласно ч. 15 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии доставка начисленных сумм накопительной пенсии застрахованному лицу, формирующему пенсионные накопления у страховщика, которым является ПФР, получающему страховую пенсию в соответствии с комментируемым Законом, осуществляется одновременно со страховой пенсией и через организацию, доставляющую указанную пенсию.

14. В соответствии с ч. 14 комментируемой статьи порядок взаимодействия организации, осуществляющей доставку страховой пенсии, с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, устанавливается договором типовой формы. При этом полномочие по утверждению типовой формы такого договора делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, согласно п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 <1>, является Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России). Полномочия по изданию данным федеральным органом исполнительной власти нормативных правовых актов предусмотрены еще рядом положений комментируемого Закона. Соответственно этим положениям издано Постановление Правительства РФ от 15 июля 2014 г. N 659 "О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" <2>, которым внесен ряд изменений и дополнений в названное Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3528.

<2> www.pravo.gov.ru, 2014, 17 июля.

 

Положения ч. 14 комментируемой статьи являются нововведениями комментируемого Закона. Издание соответствующего приказа Минтруда России в настоящее время лишь ожидается. На едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru размещен проект Приказа Минтруда России "Об утверждении типовой формы договора о порядке взаимодействия между кредитной организацией и территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при доставке пенсий и иных социальных выплат, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, и типовой формы договора о порядке взаимодействия между организацией почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии) и территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при доставке пенсий и иных социальных выплат, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СПС.

 

15. Часть 15 комментируемой статьи регламентирует оплату услуг по доставке страховой пенсии пенсионеру, которая производится организациям почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой страховых пенсий, заключившим соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение: предусмотрено установление требований и условий, при соблюдении которых производится оплата таких услуг; полномочие по определению этих требований и условий делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, т.е. Минтруду России (см. выше); оплата таких услуг производится за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выплаты соответствующей страховой пенсии. Положениями ч. 16 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии аналогично предусмотрено установление Минтрудом России требований и условий, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке накопительной пенсии организациям федеральной почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой пенсий, заключившим соответствующие договоры со страховщиком.

В части 15 комментируемой статьи и ч. 16 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии воспроизведены положения п. 5 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), на основании которых Приказом Минздравсоцразвития России от 12 августа 2010 г. N 620н были утверждены требования и условия, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой, заключившим соответствующие договоры с Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами) <1>.

--------------------------------

<1> РГ. N 240. 2010. 22 октября.

 

На замену названного документа соответственно ч. 15 комментируемой статьи и ч. 16 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии издан Приказ Минтруда России от 13 августа 2014 г. N 550н "О требованиях и условиях, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке страховых пенсий и накопительной пенсии организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой" <1>, которым утверждены требования и условия, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке страховых пенсий и накопительной пенсии организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой.

--------------------------------

<1> РГ. N 260. 2014. 14 ноября.

 

16. В части 16 комментируемой статьи предусмотрено установление требований к кредитным организациям, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой страховых пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета ПФР, предназначенных для выплаты страховых пенсий. Полномочие по установлению таких требований делегировано Правительству РФ.

Положения ч. 16 комментируемой статьи являются нововведениями комментируемого Закона. Издание соответствующего постановления Правительства РФ в настоящее время лишь ожидается. На едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru размещен проект Постановления Правительства РФ "О требованиях к кредитным организациям, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой страховых пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных для выплаты страховых пенсий" <1>.

--------------------------------

<1> СПС.

 

17. В силу прямого указания в ч. 17 комментируемой статьи зачисление сумм страховой пенсии на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения. Точно такие же положения были закреплены в п. 5 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).

18. В части 18 комментируемой статьи предусмотрены особенности выплаты и доставки страховой пенсии следующим категориям получателей страховой пенсии:

ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством РФ, - страховая пенсия независимо от срока ее назначения зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;

ребенок, достигший возраста 14 лет, - такому ребенку предоставляется право получать установленную ему страховую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии). Для реализации такого права ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Тем самым воспроизведены положения п. 5 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях. Эти положения, в свою очередь, были введены в указанный пункт Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ <1>, принятым в целях совершенствования механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2013, 3 июля.

 

Рассматриваемые положения основаны на соответствующих нормах части первой ГК РФ о дееспособности указанных лиц: за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 ст. 28, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28); от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (п. 2 ст. 29); несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами (подп. 1 п. 2 ст. 26).

Признание гражданина недееспособным регламентировано положениями ст. 29 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством; над ним устанавливается опека. Порядок признания гражданина недееспособным определен положениями гл. 31 ГПК РФ.

19. Часть 19 комментируемой статьи, воспроизводящая положения п. 6 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, предусматривает, что по желанию пенсионера страховая пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством РФ.

Соответствующей установленным требованиям является нотариально удостоверенная доверенность. При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 185.1 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ <1>) к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2013, 8 мая.

 

В соответствии с п. 3 указанной ст. 185.1 ГК РФ доверенность на получение пенсий может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Там же установлено, что такая доверенность удостоверяется бесплатно.

Как установлено в ч. 19 комментируемой статьи, выплата указанной пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения страховой пенсии в соответствии с ч. 1 данной статьи.

Сроку доверенности посвящена ст. 186 ГК РФ, которой предусмотрено следующее: если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения; доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1); удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность (п. 2).

20. В части 20 комментируемой статьи на основании и в развитие норм ст. 45 и 46 Конституции РФ указано на возможность обжалования решений об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии. Аналогично ч. 17 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии указывает на возможность обжалования решения об установлении накопительной пенсии или отказе в установлении накопительной пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии. Разумеется, обжалованы могут быть и иные решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в случае нарушения такими решениями прав и законных интересов заинтересованных лиц.

При этом указаны два пути обжалования указанных решений органа, осуществляющего пенсионное обеспечение: в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение). Соответственно, речь идет об административном (внесудебном) порядке обжалования; в суд (чаще федеральный законодатель, обозначая такой порядок, указывает на оспаривание, а не на обжалование соответствующих решений).

В части 20 комментируемой статьи и ч. 17 ст. 9 Закона 2014 г. о накопительной пенсии воспроизведены положения п. 7 ст. 18 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, в связи с чем при применении ч. 20 комментируемой статьи могут быть использованы разъяснения, данные в п. 1 - 3 Постановления Пленума ВС России от 11 декабря 2012 г. N 30. Так, в п. 1 данного Постановления внимание судов обращено на то, что в силу п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 ГПК РФ дела по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции. Как указано там же, в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 11 декабря 2012 г. N 30, при разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными ст. 23 и 24 ГПК РФ:

а) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 данного Кодекса подсудны мировому судье;

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии, о восстановлении срока на обращение в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица), в силу ст. 24 данного Кодекса подсудны районному суду;

в) в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин), и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

В пункте 3 Постановления Пленума ВС России от 11 декабря 2012 г. N 30 разъяснено, что иски по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности - по месту нахождения ответчика (соответствующего органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

21 - 22. Часть 21 комментируемой статьи распространяет на фиксированную выплату к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) действие положений комментируемого Закона, определяющих порядок установления, правила выплаты и доставки страховой пенсии, но постольку, поскольку данным Законом не предусмотрено иное.

Соответственно, в силу данной части в положениях комментируемого Закона, определяющих порядок установления, правила выплаты и доставки страховой пенсии, подразумевается, что они касаются и фиксированной выплаты к страховой пенсии. При этом не исключено дублирование положений данной части. Так, в ч. 3 ст. 16 комментируемого Закона указано, что фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным Законом. Такое же дублирование видится в положениях ч. 22 комментируемой статьи, указывающих, что доставка фиксированной выплаты к страховой пенсии производится одновременно со страховой пенсией через организацию, доставляющую эту пенсию.

 

Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии

 

Комментарий к статье 22

 

1. В комментируемой статье определены сроки назначения страховой пенсии. Подобным образом ст. 19 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях определяла сроки назначения трудовой пенсии. Об изменениях сказано ниже. Здесь же следует отметить, что в ст. 10 Закона 2014 г. о накопительной пенсии содержатся аналогичные части положений комментируемой статьи положения о сроках назначения накопительной пенсии. Предваряя рассмотрение норм данной статьи, представляется целесообразным напомнить, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило о сроке назначения страховой пенсии, согласно которому страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Изъятия из этого общего правила предусмотрены в ч. 5 данной статьи для отдельных случаев назначения страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также в ч. 6 данной статьи для случая назначения страховой пенсии по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности.

В части 1 комментируемой статьи воспроизведены положения п. 1 ст. 19 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), определявшие общее правило о сроке назначения трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости). В связи с этим следует отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 24 марта 2005 г. N 76-О <1>, а затем и неоднократно подтвержденной в других определениях КС России, нормы п. 1 и 2 ст. 19 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, в соответствии с которыми трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами), а также норма п. 4 этой статьи, устанавливающая случаи назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за ней, не нарушают какие-либо права заявителя - напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, они наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии.

--------------------------------

<1> СПС.

 

Часть 1 ст. 10 Закона 2014 г. о накопительной пенсии аналогично ч. 1 комментируемой статьи устанавливает, что накопительная пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня приобретения права на накопительную пенсию. Там же предусмотрено единственное изъятие из этого общего правила, о котором сказано ниже.

2 - 4. Часть 2 комментируемой статьи содержит правила, в соответствии с которыми определяется день обращения за страховой пенсией, т.е. день, с которого по общему правилу назначается страховая пенсия. Таким днем считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем. При этом предписано учитывать положения ч. 7 ст. 21 комментируемого Закона. Речь идет о том, что пенсионер не должен представлять документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (см. комментарий к указанной статье).

Для различных способов представления соответствующего заявления в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены специальные правила определения дня обращения за страховой пенсией (при условии, что к заявлению приложены все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем):

при пересылке заявления по почте таким днем считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления;

при представлении заявления в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ, таким днем считается дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг;

при подаче заявления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг таким днем считается дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Часть 3 комментируемой статьи содержит положения, применяемые в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению:

на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, возлагается обязанность дать лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. При этом также предписано учитывать положения ч. 7 ст. 21 комментируемого Закона, о которых говорилось выше;

предусмотрено, что в случае, если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии. При этом для различных способов представления документов определено, что таким днем считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В частях 2 и 3 комментируемой статьи воспроизведены положения соответственно п. 2 и 3 ст. 19 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ), в соответствии с которыми определялся день обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), но в этих положениях не говорилось о подаче соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, поскольку данный Закон не предусматривал указанного способа представления заявления. О способах обращения за установлением страховой пенсии см. комментарий к ст. 21 Закона.

Часть 4 комментируемой статьи возлагает на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность при приеме заявления дать лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе. Речь идет о разъяснении заявителю его предусмотренного в ч. 8 ст. 21 комментируемого Закона права представить по собственной инициативе те необходимые документы, которые в соответствии с указанной частью запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме.

В части 4 комментируемой статьи содержится нововведение, поскольку в Законе 2001 г. о трудовых пенсиях такая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, закреплена не была, но право заявителя представить соответствующие необходимые документы по собственной инициативе данный Закон предусматривал (см. комментарий к ст. 21 Закона).

5 - 6. Часть 5 комментируемой статьи определяет три изъятия из общего правила ч. 1 данной статьи о назначении страховой пенсии со дня обращения за указанной пенсией. Так, предусмотрены следующие случаи назначения страховой пенсии ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного ч. 2 комментируемой статьи:

1) страховая пенсия по старости подлежит назначению со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) страховая пенсия по инвалидности подлежит назначению со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца подлежит назначению со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Ранее в п. 4 ст. 19 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) содержались такие же положения о случаях назначения трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного п. 2 данной статьи.

Аналогично п. 1 ч. 5 комментируемой статьи в ч. 1 ст. 10 Закона 2014 г. о накопительной пенсии предусмотрено, что в случае, если обращение за назначением накопительной пенсии последовало после увольнения застрахованного лица с работы, то указанная пенсия назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за накопительной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.

В части 6 комментируемой статьи предусмотрено еще одно изъятие из общего правила ч. 1 данной статьи о назначении страховой пенсии со дня обращения за указанной пенсией. Согласно рассматриваемой части страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренного ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона (т.е. общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет для мужчины и 55 лет для женщины), имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину ИПК не менее 30 (т.е. при выполнении установленных указанной статьей условий назначения страховой пенсии по старости), назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. При этом на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, возлагается обязанность известить данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости. Указанная обязанность подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости.

Такие же положения содержались в п. 4.1 ст. 19 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (пункт введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), но в них соответственно положениям ст. 7 данного Закона говорилось о назначении трудовой пенсии по старости при наличии пяти лет страхового стажа (в ч. 6 комментируемой статьи соответственно положениям ст. 8 комментируемого Закона говорится о необходимости наличия 15 лет страхового стажа и величины ИПК не менее 30). Кроме того, в п. 4.1 ст. 19 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях не уточнялось, что срок извещения лица о назначении ему страховой пенсии по старости определен именно в рабочих днях.