Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 1 страница

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

А.Н. АСАДОВ

В.Ю. ЗАБРОДИН

М.А. ПЕТРОВ

К.А. ПРОЗОРОВСКАЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

2009

ББК 60.5

А 90

 

Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А.

 

Социология: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Ю. Забродина.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.– 207 с.

 

В учебном пособии рассматриваются основные этапы развития социологической мысли, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также её методы. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по курсу «Социология» для несоциологических специальностей высших учебных заведений.

Параграфы 12, 13, 24-26, 34-36 написаны канд. экон. наук А.Н. Асадовым, 6-11, 20, 22, 27, 28, 37-39, 41, 43, 47-52 – канд. социол. наук М.А. Петровым, 14-18, 21, 23, 29-33, 40, 44-46 – канд. экон. наук К.А. Прозоровской.

Учебное пособие предназначено студентам второго курса общеэкономического факультета.

 

 

Рецензенты: д-р экон. наук, профессор И.М. Алиев

д-р социол. наук С.Б. Мурашов


 

 

ISBN 978-5-7310-2466-2

 

© Издательство СПбГУЭФ, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ................................................... 6

2. СОЦИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ....................... 10

3. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ................................. 12

4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ...................................................................... 15

5. ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ...................... 17

6. ОГЮСТ КОНТ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК СОЦИОЛОГИИ.............. 19

7. Г. СПЕНСЕР – РОДОНАЧАЛЬНИК ОРГАНИЦИЗМА В СОЦИОЛОГИИ............................................................................................................ 24

8. НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА.............. 27

9. КАРЛ МАРКС – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.............................................................................. 32

10. Э. ДЮРКГЕЙМ – МЕТОДОЛОГ СОЦИОЛОГИИ............................... 37

11. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ............ 42

12. М. ВЕБЕР КАК СОЦИОЛОГ КАПИТАЛИЗМА................................... 47

13. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ БЮРОКРАТИИ М. ВЕБЕРА.............. 55

14. СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА............................................................ 56

15. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ........................................ 60

16. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ.................................................. 62

17. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА.................................................. 66

18. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ................................. 69

19. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ.................................................................. 73

20. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА................................................................ 77

21. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ................................................... 80

22. КЛАСС КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВА.... 83

23. НЕРАВЕНСТВО И СТРАТИФИКАЦИЯ.............................................. 87

24. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.............................................................. 92

25. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ........................................................ 94

26. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ................................................ 97

27. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ........................................................... 101

28. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ................................................. 108

29. СОЦИАЛИЗАЦИЯ................................................................................ 112

30. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ........................................ 115

31. МАЛЫЕ ГРУППЫ................................................................................. 117

32. ОРГАНИЗАЦИИ................................................................................... 121

33. ОБЩЕСТВО, ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВ........................................... 126

34. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.................................................. 130

35. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ................................ 133

36. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.............................................................. 135

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ........................................................... 138

38. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС........ 147

39. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ............................................................. 150

40. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ............................................................. 153

41. СОВРЕМЕННОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ....................................... 156

42. РОССИЯ И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО.......................................... 165

43. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ............................................................. 167

44. КУЛЬТУРА............................................................................................. 171

45. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ............. 176

46. СОЦИОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ........................ 178

47. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.......................... 183

48. ПРОГРАММА И ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................................... 186

49. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.................. 190

50. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС......................................................... 194

51. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ..................................................................... 197

52. НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ.................................................. 199

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................... 202

 

 


1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

Социология – относительно молодая наука. Само название «социология», введённое основоположником новой науки О. Контом, сконструировано из слов двух разных языков: латинского – socium, societas (общество) и греческого – logos (изучение). Таким образом, можно говорить о том, что социология – это изучение общества.

Однако такого определения явно недостаточно, поскольку изучением общества занимаются и другие науки, например история, экономика и т. п. Более того, общество в разных его проявлениях изучалось задолго до появления этого названия, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, непосредственных предшественников О. Конта – философов эпохи Просвещения и др.

На протяжении полутора веков существовало и существует много различных дефиниций социологии, в значительной степени зависящих от того, что именно выдвигалось в качестве предмета социологии на том или ином этапе общественного развития, поскольку вопрос точного определения предмета исключительно важен для понимания сути самой науки.

Главное же отличие социологии от предшествующих учений об обществе хорошо показано в одном из современных определений: «Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» (Н. Смелзер).

Именно научность, получение нового знания при помощи особым способом сконструированных методов и методик, обеспечивающих достоверность результатов, является основой современной социологии.

Любая научная дисциплина имеет свои объект и предмет исследования. Более того, именно точное определение собственного предмета исследования даёт основания для появления новой науки. Так, например, социология выделилась как самостоятельная наука лишь после определения О. Контом предмета её изучения.

Под объектом науки понимается феномен или круг явлений, который она изучает. Чем шире круг этих явлений, тем более общий характер она имеет. Так, биология исследует всё, что относится к процессам живой природы. Поскольку их многообразие огромно, биологию часто определяют как «совокупность наук о живой природе».

На объект изучения социологии прямо указывает её название, составленное из слов двух разных языков: латинского – socium, societas (общество) и греческого – logos (изучение). Таким образом, объектом социологии является общество. Как известно, общество изучается многими научными дисциплинами, например историей, экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себя какой-либо специфический срез, аспект исследуемого объекта, который и называется предметом данной науки.

Так, история занимается конкретными событиями, локализованными в пространстве и времени, т. е. каждое историческое событие имеет определённое место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имён, фамилий, прозвищ. Социология, в отличие от истории, имеет дело с типичными чертами, общими для явлений и процессов, происходивших или происходящих в разное время и (или) в разных местах.

На самом деле, вопрос о предмете социологии достаточно сложен. И сейчас трудно выделить одно определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти – с существенной эволюцией её предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое изучение общества затруднено также вследствие быстрых изменений в общественной жизни на протяжении последних полутораста лет.

Происходившие изменения приоритетов самого общества, форм общественного устройства, социальных институтов и социальных (общественных) потребностей существенно повлияли на смещение направлений исследований, что вызывает необходимость периодического уточнения предмета науки. Дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор.

В значительной степени ситуация осложняется тем, что среди самих социологов нет единого мнения, является ли социология отдельной, самостоятельной научной дисциплиной.

Если для О. Конта и Э. Дюркгейма в этом не было никакого сомнения, Конт даже считал её высшей из всех наук, то впоследствии появились другие мнения. В частности:

- социология не отдельная наука, а дисциплина, интегрирующая данные других наук, таких как экономика, психология, статистика и пр., поскольку «социальное» не является автономной характеристикой, а образуется на пересечении характеристик экономических, географических, психологических и др.;

- социология представляет собой не отдельную науку, а лишь специфический подход («социологический подход», «социологическое воображение»), рассматривающий отдельные факты или явления в максимально широком социальном контексте (принцип «общее в частном»), которым пользуются и представители других наук.

Особое мнение приводится в английском словаре по социологии, изданном в 1988 году:

- поскольку социология не имеет определённого объекта анализа, собственной методологии и научной системы анализа, она должна рассматриваться не как отдельная наука, а скорее как идеология, соответствующая конкретной стадии развития капитализма.

Конечно, отсутствие до сих пор единой социологической теории и методологии, равно пригодной для изучения на всех уровнях социологического анализа, от личностей до цивилизации в целом, осложняет ситуацию. Отношения социологии с идеологией и политикой также весьма непросты, особенно это заметно в социологических исследованиях общественного мнения в самых разных странах, но всё-таки подобные взгляды не нашли широкого распространения. Хотя, как упоминалось выше, вопрос о предмете социологии остаётся не до конца решённым, можно говорить о его несомненном наличии и автономности социологии как научной дисциплины.

Так, для родоначальника социологии О. Конта предметом социологии являлись универсальные законы развития и функционирования общества, поскольку перед французским и в целом – европейским обществом в то время остро стояла проблема выбора форм общественного устройства.В другие времена и в других условиях более актуальными являлись другие проблемы. Поиск обобщающего определения предмета социологии не закончен.

Например, в 1999 году на 34 Конгрессе Международного института социологии (МИС) – старейшей международной социологической организации, президентами которой в разное время становились наши соотечественники П. Лилиенфельд, М. Ковалевский, Н. Кареев и П. Сорокин, возникшей на базе Сорбонны в 1893 г. – было предложено считать им «социальный порядок».

В одном из последних отечественных вузовских учебников (2003 г.) предметом науки называются «взаимодействия между входящими в состав общества людьми», что оставляет вне пределов рассмотрения взаимодействия между обществами, цивилизационный уровень социологического анализа и пр.

Более широкое содержание имеет выдвижение в этом качестве «совокупности социальных отношений», однако здесь необходимы дополнительные уточнения. «Отношения» в данном контексте понимаются в широком смысле, как включающие в себя:

- отношения как соотношение чего-то с чем-то. Так, незнакомые люди или группы людей, находящиеся в разных местах, занимающие разные позиции в обществе, могут быть соотнесены между собой по сходству или различию позиций и, значит, находятся в каком-то отношении друг к другу;

- отношение как связь, когда между людьми, группами людей или обществами существует одно- или двусторонний обмен, хотя бы и только информацией;

- отношение как взаимодействие, когда между сторонами наличествует какая-либо координация действий или даже односторонний учёт действий другой стороны с коррекцией собственных.

В таком понимании контовские «законы» можно рассматривать тоже как «отношения», складывающиеся в обществе, и поэтому определение О. Конта не противоречит последнему.

Ещё сложнее ситуация со словом «социальное». В русском языке оно используется в различных значениях. Первоначально «социальное» означало «общественное», но впоследствии стало употребляться в ряде дополнительных смыслов, в частности каритативном – «социальное обеспечение», «социальная поддержка». В последнее время в российском политическом лексиконе широко используется словосочетание «затраты на социальную сферу» для определения той части расходов общества, которая направляется на удовлетворение потребностей населения в здравоохранении, образовании и пр.

В советской социологической литературе под «социальными» («общественными») в широком смысле понимались все отношения людей в обществе; в узком – отношения между группами людей, занимающими различное положение в обществе.

По аналогии с концепцией М. Вебера, где не всякое действие социально, оно становится социальным, только поскольку содержит ориентацию на ожидания других людей, можно определить, что «социальными», в узком смысле слова, отношения становятся также лишь при их ориентации на других. А эта ориентация в явном или опосредованном виде закладывается обществом в виде норм, ценностей, обязанностей социализированных индивидов. Социальные отношения могут существовать и без непосредственного взаимодействия людей, через институционализированные учреждения более широких общностей.

Таким образом, можно говорить о том, что социальные отношения – это отношения между людьми, нормированные обществом. Именно такие отношения и являются предметом социологии.

 

 

2. СОЦИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

 

Общество является объектом изучения целого ряда научных дисциплин, поэтому важно уточнить, каким образом соотносятся и отличаются предметные области социологии, истории, политологии, экономической науки.

Если исходить из наиболее общего современного определения предмета социологии – изучение социальных отношений (включающих имплицитно разного рода взаимодействия как особый вид отношений), то история, в первую очередь, интересуется фиксацией, описанием и интерпретацией конкретных событий и фактов, имевших место в прошлом и настоящем человечества. Отражаемые историей факты реальной жизни всегда конкретны и неповторимы. Не в том смысле, что, например, войны не повторяются, а в том, что никогда не было двух одинаковых войн. Каждая война отличается от другой – участниками, временем, местом, течением военных действий и последствиями.

По замечанию Макса Вебера, историк имеет дело с событиями, локализованными в пространстве и времени, т.е. каждое историческое событие имеет определённое место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имён, фамилий, прозвищ отдельных заметных личностей.

Те же самые исторические события могут служить предметом изучения и для социологов. Но их привлекают общие характеристики, типичные для войн вообще или для войн определённых эпох и т. п. при изучении общественного мнения (отражающего, кстати, те самые «социальные отношения») исследователь-социолог не интересуется и не фиксирует паспортные данные, поскольку для социологии важными являются такие характеристики респондента, которые позволяют отнести его к определённой группе, определённому типу.

Сферой научных интересов политологии, так же как и социология, недавно оформившейся в самостоятельную дисциплину, является изучение взаимоотношений (сравните – тоже «отношений», как и у социологии) людей, различных социальных групп, связанных с завоеванием и удержанием политической власти, а также её использованием. То есть политология изучает социальные отношения в отдельной, специфической сфере общественной жизни. Любые факты, явления или процессы, информация о которых может предоставляться и историей и социологией, рассматриваются политологами лишь постольку, поскольку они оказывают (прямо или опосредованно) влияние на политику. В этой связи следует отметить, что современная западная политология в значительной мере «выросла» из политической социологии.

Предметной областью исследований экономической науки, так же как и социологии, являются отношения, но, подобно политологии, лишь в одной, хотя и очень важной, специфической сфере жизнедеятельности общества – в экономике. Она изучает отношения, в которые вступают люди, социальные группы в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Как и социология, экономическая наука имеет дело с устойчиво повторяющимися, типичными процессами и явлениями.

В отличие от политологии и экономики, социология исследует все сферы общественной жизни в их тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга.

Определённые трудности представляет разграничение предметов социологии и наук, занимающихся изучением поведения людей и групп, – психологии и социальной психологии, поскольку в реальном поведении человека крайне сложно выделить влияние собственно социальных или психологических факторов. В самом общем виде можно сказать, что психология изучает характеристики и механизмы регуляции поведения отдельных индивидов.

Социальная психология ориентирована на исследование поведения человека в группе и малых групп, рассматриваемых как единое целое, члены которых находятся преимущественно в непосредственном контакте между собой и испытывают взаимное влияние. Важное место здесь занимает учёт личных особенностей индивидов.

Социологию, также активно использующую, особенно в эмпирических исследованиях, субъективные оценки, не интересуют взаимосвязи этих оценок с личными характеристиками опрашиваемых.

Главное для социолога – выявление закономерностей формирования и изменения субъективных мнений респондентов с показателями, характеризующими их принадлежность к той или иной социальной, профессиональной и т. д. группе. Так, например, удовлетворённость (работой, качеством жизни и пр.) представителей различных слоёв и групп – субъективное психологическое оценочное отношение, является одним из самых популярных показателей в эмпирических социологических исследованиях.

Явной тенденцией двадцатого века, развивающейся и сейчас, стало расширение использования общесоциологических принципов и знаний в других общественных науках.

Один из самых известных в мире социологов П.А. Сорокин прямо указывал на то, что и наука о праве, о хозяйстве и дисциплины, изучающие явления религиозные, эстетические, психологические и пр., «перекрасились» и не избегли влияния этой дисциплины: «Социологизм» специальных наук – знамение времени.

 

 

3. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 

К настоящему времени, несмотря на сравнительно молодой возраст, социология представляет собой разветвлённую научную дисциплину, включающую в себя ряд обособленных областей и направлений, иногда существенно отличающихся по применяемым методам.

Как и любая другая наука, социология может быть представлена в виде трёх различных по степени теоретического обобщения, вытекающих друг из друга частей.

Общепринятым в настоящее время является выделение в её структуре общей социологической теории (общей социологии), частных социологических теорий и в качестве базового элемента поставляющего материал для теоретического анализа, – эмпирической социологии.

Общая социологическая теория представляет собой систематическое изложение наиболее общих законов, по которым развивается общественная жизнь, а также основных категорий и понятий, описывающих функционирование общества и его элементов. Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и включение в общую социологическую «картину мира» результатов, полученных в рамках частных социологических теорий.

В литературе часто встречается другое название – «теории среднего уровня», введённое видным американским социологом Р. Мертоном, однако, как отмечает ряд отечественных специалистов, в русском языке слово «уровень» автоматически указывает на вертикальную иерархичность и, кроме того, имеет оценочную нагрузку.

Например: «средний» – это явно не «лучший», а – так себе. По смыслу, заложенному Мертоном, правильнее было бы называть их «теориями среднего радиуса действия».

Под эмпирической социологией, несмотря на определённые разногласия специалистов, чаще понимают не только «совокупность методических и технических приёмов для сбора первичной социологической информации», но и сами результаты конкретных исследований. Понятно, что, будучи осмыслены в более широком контексте, в совокупности с материалами других социологических исследований, они укладываются в логику той или иной теории среднего уровня, не теряя при этом эмпирического происхождения.

Ранее за этой частью социологии было закреплено название «прикладная социология», что не совсем корректно. Самая высокая социологическая теория может (и должна) использоваться в прикладных целях, ибо иначе теряется смысл самой социологии. Если наука о законах развития общества не может быть применена на практике – она не нужна. Собственно бурное развитие социологии в двадцатом веке было обеспечено именно практическим, прикладным использованием.

Говоря о частных социологических теориях (теориях среднего уровня, среднего радиуса действия), следует отметить наличие самых разных оснований для их обособления. Так, к числу теорий среднего уровня относят:

- социологические направления, ориентированные на отдельные сферы деятельности: экономическая социология, разрабатывающая социальные проблемы экономики; медицинская социология, социология менеджмента и др.

- отрасли институциональной социологии, исследующие устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни: социология образования, социология брака, семьи, религии и др.

Помимо этих, существуют десятки других социологических концепций, которые также можно отнести в разряд теорий среднего уровня: социология города, социология досуга и т. д. и т. п. Совершенно очевидно, что с усложнением общественной жизни их количество будет только возрастать.

В последнее время принято выделять в качестве четвёртого элемента социологического знания социальную инженерию – социальные технологии, обеспечивающие социоинженерную деятельность, т. е. практическую деятельность руководителей и специалистов по управлению современным народным хозяйством и обществом.

Почти дословно повторяя слова Питирима Сорокина, можно сказать: социологизация общественной жизни – это знамение времени.

Описание структуры социологического знания будет неполным, если не упомянуть обстоятельство, изрядно нарушающее её стройность.

Общая социологическая теория не является общепринятой для представителей всех социологических школ и направлений. На протяжении ХХ века предпринимались, по выражению Роберта Мертона, «всеохватные систематические попытки развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эти попытки не увенчались успехом, и в рамках той части социологии, которая носит название «общая социологическая теория» сосуществуют и конкурируют несколько исследовательских парадигм. Термин «парадигма» (от греч.– пример, образец) применительно ко всей науке – это совокупность наиболее общих принципов восприятия и осмысления мира, методов получения информации о нём. В социологии это слово часто употребляется также для обозначения самостоятельных отдельных школ и течений, разрабатывающих собственные теории и методы получения информации.

К основным из них в современной литературе принято относить структурный функционализм, символический интеракционизм и парадигму социального конфликта.

Существует и другой подход. В нём выделяются пять парадигм, различающихся в зависимости от точки зрения авторов на содержание социальной реальности:

1. Парадигма социально-исторического детерминизма, основанная на марксистской социологической традиции.

2. Парадигма социальных фактов, сводящая социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам. Начало этой парадигмы относят к трудам Э. Дюркгейма. В её рамках ведущим направлением является структурный функционализм.

3. Парадигма социальных дефиниций, в которой социальная реальность выступает как совокупность значений, символов, в которых люди оценивают окружающий мир. Родоначальником является М. Вебер. Впоследствии выделились направления феноменологической социологии, символического интеракционизма и этнометодология.

4. Парадигма социального поведения, связанная с бихевиористским подходом и теорией социального обмена, продолжающая психологическое направление в социологии.

5. Парадигма психологического детерминизма, развиваемая в теориях неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Это свидетельствует о том, что мировая социология начала двадцать первого века остаётся полипарадигмальной.

 

 

4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

 

Функции каждой науки выражают многообразие её взаимодействия с общественной практикой. В степени развитости функций отражаются потребности общества в данной науке.

Поскольку в последние годы деление современной науки на фундаментальную и прикладную части признано некорректным, т. к. каждая из них вносит определённый вклад в решение и научных и практических задач, аналогично выглядит устаревшим и деление функций на фундаментальные и прикладные.

К основным функциям социологии принято относить:

- познавательную;

- прогностическую;

- социального проектирования;

- организационно-технологическую;

- управленческую;

- инструментальную.

Познавательная функция присуща любой науке. Для социологии это – познание социального. В самом широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной (описательном) и диагностической формах.

Ещё одним направлением реализации познавательной функции является разработка методологии, методики и техники социологических исследований. От того, насколько адекватны изучаемым социальным процессам и явлениям будут теория, способы и приёмы изучения, зависит достоверность научного знания. Следующая функция – прогностическая – также тесно связана с познавательной функцией, предоставляющей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества или социальных институтов в создании условий для сознательной выработки и осуществления научно обоснованных решений общественного развития.