Занятие № 4. «Тело человека и животного».
Цель: развитие способности устанавливать взаимосвязь между строением тела человека и животного.
Задачи:
- развивать у детей способность понимать движения и позы животного;
- устанавливать сходства и различия в строении тела человека и животного;
- воспитывать бережное отношение к животным;
Методическое обеспечение:
Материал для игры «Растения, животные, человек»: карта, разделенная вертикально на три колонки: в средней изображен человек, справа от него растения, слева – животные, каждая колонка разделена горизонтально еще пополам; набор фишек – моделей, изображающих обобщенные (передвигаются, дышат, питаются, растут) и различительные признаки, характерные для человека, животных, растений (разговаривает, прямо ходит, мыслит, выполняет сложные движения, творит).
План проведения
1. Постановка проблемы:
В гости к детям приходит собака Барбос и кот Мурзик. И начинают хвастаться перед детьми какие они ловкие, как красиво они умеют передвигаться, и какое у них красивое тело. Предлагают детям, если они хотят, попробовать стать похожими на них.
2. Имитационные упражнения: «Покажи кошку», «Покажи собаку», «как общается кошка, как общается собака».
3. Пазлы: Собери из пазлов человека и животного
4. Беседа – игра «Найди сходство или различия»
Вопросы:
Назовите части тела животного? (голова, туловище, хвост)
Сколько всего частей тела у животного? (три)
Какие части тела есть у человека? (голова, туловище)
Сколько частей тела у человека? (две)
В чем отличие?
В чем схожесть?
Зачем нужна голова человеку? (думать, дышать, есть…)
Зачем нужна голова животному? (дышать, есть…)
Какие есть органы на туловище человека? (руки, ноги)
Какие органы есть на туловище животных (или 4 лапы: собака, кот…, или 4 ноги: лошадь, корова…)
В чем схожесть, в чем различие?
А что еще отличает человека от животного? (хвост)
5. Дидактическая игра: «РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ЧЕЛОВЕК».
Цель: выявить представления детей о существенных признаках отличия и сходства человека, растения и животных; умение выделять обобщенные признаки.
Материал: карта, разделенная вертикально на три колонки: в средней изображен человек, справа от него растения, слева – животные, каждая колонка разделена горизонтально еще пополам; набор фишек – моделей, изображающих обобщенные (передвигаются, дышат, питаются, растут) и различительные признаки, характерные для человека, животных, растений (разговаривает, прямо ходит, мыслит, выполняет сложные движения, творит).
Ход игры: Воспитатель дает детям карты и фишки, предлагает их рассмотреть, объясняет: какой признак зашифрован в модели. Затем объясняет задание.
-Я буду называть признаки и действия, которые характерны для человека, растений и животных. В верхний ряд каждого столбика вы должны раскладывать фишки, соответствующие обобщенному признаку, в нижний ряд – модели признаков различия, в соответствующую колонку.
Набор признаков: не передвигается, дышит, питается, размножается, растет, плавает, бегает, летает, дышит, разговаривает, мыслит, прямо ходит, сочиняет стихи и музыку, выполняет сложные движения: строит дом (гнездо, нору), читает, пишет, занимается спортом, делает посуду, мебель с помощью инструментов.
После того, как дети выполнят задание, воспитатель спрашивает:
-Какие черты характерны только для человека?
-Что общего у человека с растениями? С животными?
-Что не может делать человек из того, что могут животные?
-Чем отличается пение птиц от песен человека?
-Может ли человек долго плавать под водой, что ему для этого нужно?
6. Подвижная игра «Лохматый пес»
Цель: учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Материал: крупная игрушечная собачка.
Ход игры:
Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем разбудить ее».
Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнул он нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что – то будет.
Дети подкрадываются к собачке, тихо – тихо зовут: «Собачка, собачка поиграй с нами!» Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2 – 3 раза.
7. Тренинговое упражнение «Пожалей собачку»