Психологический уровень интегральной индивидуальности муз. сознания.

Психологические особенности, характеризующие индивидуальность, часто рассматриваются в свете черт темперамента. Основных, со времен Гиппократа, 4 темпераментальных типа: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

В.И. Петрушин применил анализ темперамента великих композиторов (обобщив биографические данные и музыковедческий анализ их композиторского стиля) для иллюстрации проявлений индивидуально-типологических особенностей в музыкальном творчестве.

Так, Ф. Шопен был «трактован» интровертом на основании воспоминаний современников о его хрупкости, ранимости, поэтичности (высоко-реактивный тип нервн. сист. Такие люди чувствительны к минимальным изменениям. Они имеют низкий порог восприимчивости). В.И.Петрушин, противопоставляя эти данные «экстравертированности» Ф. Листа (низко-реактивный тип с высоким порогом восприимчивости. Такие люди способны выдерживать большие нагрузки). В них все противоположно, считает В.И. Петрушин, мощь одного и тонкий лиризм другого, программность музыки «экстраверта» и отсутствие таковой у «интроверта».

Индивидуальной особенностью психики наиболее важной, по мнению В.П. Морозова, для высоких проявлений музыкальности является эмоциональный слух (способность чел. распознавать по звуку голоса эмоцион. состояние другого). Тяготение к тем или иным состояниям в муз., что характериз. индивид. стиль общения с искусством.