Черты воспитательной системы

o Воспитательная система – система социальная. Ее ядро – люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

o Воспитательная система – это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогический задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

o Воспитательная система – это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентированы на определённые ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитетного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.

o Воспитательная система – это система целостная. Нередкое называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов – компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегрированными качествами.

o Воспитательная система – это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой и природой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

o Воспитательная система – это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.

o Воспитательная система – это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.

o Воспитательная система – это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы открыта способность к преодолении. Противоречий и развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

Компоненты воспитательной системы

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Академик Л.И.Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:

a. цели, выраженные в исходной концепции;

b. деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;

c. субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;

d. рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;

e. среду системы, освоенную субъектом;

f. управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Понятие гуманистической воспитательной системы

Основанием для определения типа воспитательной системы может служить характер целевых ориентиров.

«Если система ориентированна на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества,- разъясняет коллектив авторов монографии «Теория и практика воспитательных систем», - такая система является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требования, на воспитание послушания, а дисциплина является целью, и главным воспитательным средством, то такая система авторитарна и антигуманна.»

Принцип гуманизма в образовательно-воспитательной системе предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели. Безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе - права на ошибку; веру в ребенка, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет морального стимулирования в педагогическом процессе.

Ключевым звеном, основной личностно-ориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе является гуманно-личностный подход к ребенку.

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательно-воспитательной систему развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования и воспитания, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательно-воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов-разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

· Взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

· отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

· новую трактовку индивидуального подхода;

· формирование положительной Я-концепции.

«Я-концепция» - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение, это отношение к самому себе.

Для формирования положительной Я-концепции, считает Г.К.Селевко, необходимо:

· видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение педагога);

· создавать личности ситуацию успеха, ободрения, поддержки, доброжелательности, чтобы виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость;

· Исключить прямое принуждение, а так же акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

· Предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности « В каждом ребенке-чудо; ожидай его!» ( Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. - М.,1998).

Е.Н.Степанов называет следующие признаки гуманистических воспитательных систем:

цели воспитательной системы являются личностно значимыми как для взрослых, так и для детей;

совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей, строиться на основе гуманистических ценностей, межсубъектного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности;

Педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности ребенка;

взрослые и дети испытывают чувства защищенности, комфортности, удовлетворенности.