Воспитательных систем)

Трудно определить характерные черты, строение и механизм функционирования воспитательной системы класса, если не имеешь представления о некоторой совокупности реально действующих систем. К сожалению, не каждый учитель имеет возможность ознако­миться в своем учебном заведении с опытом использования системного подхода в деятельности классного руководителя. Поэтому нами было принято решение дать описание реально существующих в педагогической практике воспитательных систем классов. Для осуществления этой дея­тельности использовалась примерная схема описания воспитательной системы класса, которая состоит из следующих разделов:

1. Класс, его наименование и тип (общеобразовательный, гимназический, лицейский, коррекционный и т.п.), год создания, количество в
нем учащихся, девочек и мальчиков.

2. Классный руководитель, его фамилия, имя и отчество, образование, педагогический стаж, продолжительность работы с данным классом; наиболее характерные черты данного педагога, его увлечения, интере­сы, ценностные ориентации; наличие званий и наград.

3. Основные ценности и идеи, которые положены в основу построения
воспитательной системы класса:

* цель воспитательной системы, ее взаимосвязь с целевыми ориентирами жизнедеятельности класса и целями воспитательной системы школы; участие учащихся и родителей в ее выдвиже­нии; основные моменты (анализ предыдущей воспитательной деятельности, существующие проблемы, интересы и потребно­сти учащихся и их родителей, общешкольные цели и т.п.), по­ влиявшие на выбор цели; наличие у классного руководителя и учащихся представлений о дальних, средних и близких перспек­тивах развития классного сообщества;

* ценности, наиболее значимые для классного руководителя, учащихся и родителей, их влияние на жизнедеятельность класса;

* наиболее важные идеи, которые составляют кредо классного руководителя и могут являться правилами (заповедями) построе­ния жизни класса;

* образ учащегося класса, его отличие от образа выпускника школы;
значимость и привлекательность этого образа для детей и родителей.

4. Сообщество детей и взрослых как совокупный субъект воспитательного процесса, реализации его целей:

§ коллектив класса, уровень и особенности его развития;

§ родители учащихся, их активность и включенность в жизнедея­тельность класса;

§ педагоги и другие взрослые, которые играют важную роль в воспитании учащихся класса.

5. Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятель­ности, общения и отношений в классном сообществе:

* приоритетный (доминирующий) вид деятельности, способст­вующий формированию индивидуальности класса;

* другие виды деятельности, которые имеют существенное значение для жизнедеятельности классного сообщества;

* учебно-познавательная деятельность, особенности ее содержания и организации (наличие учебных предметов, не входящих в
базовый компонент образования; специфические формы и методы организации учебного процесса и т.п.), ее взаимосвязь с внеурочной деятельностью;

* системоинтегрирующие формы организации воспитательного
процесса (воспитательные комплексы, центры, социально-
педагогические проекты, тематические программы), используе­мые в воспитательной системе класса;

* общение, его место и роль в воспитательной системе; наличие нетрадиционных форм общения, специально организованной деятельности по овладению культурой общения;

* отношения в коллективе класса между девочками и мальчиками,
детьми и взрослыми, одноклассниками и учащимися других
классов; наличие лидеров в детском сообществе, влияние их
ценностных ориентации на жизнедеятельность класса; существование самоуправленческих начал, роль самодеятельности и
самоуправления в жизни класса; комфортность и защищенность
ребенка в классном коллективе, наличие в нем условий для самоутверждения и самореализации личности учащегося;

* стиль, формы и способы работы классного руководителя по
управлению и развитию воспитательной системы класса: «изюминки» во взаимодействии педагога с детьми и их родителями;
педагогическое обеспечение (поддержка) процессов самодиагностики, самопроектирования и самостроительства личности
ребенка, формирования у него позитивной и адекватной Я-
концепции; способность классного руководителя интегрировать
воспитательные воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников.

6. Внутренняя и внешняя среда как жизненное пространство коллектива класса, в котором осуществляется процесс воспитания членов сообще­ства и их деятельность:

* учебный кабинет, который является «местом жительства» дан­ного класса;

* друзья класса из школьного коллектива и ближайшего социаль­ного окружения;

* деятельность класса по ознакомлению и освоению среды, уста­новлению межгрупповых связей с окружающим социумом; «5» место и роль класса в общешкольном коллективе.

7. «Лицо» и репутация класса, наличие традиций в его жизнедеятельно­сти; достоинства, трудности и проблемы в создании классной воспита­тельной системы; новации и перспективы в развитии воспитательной системы класса.

На основе использования этой схемы были подготовлены опи­сания воспитательных систем пяти классов и одного кружка, которые представлены в данном разделе пособия.