Социальный контроль над конфликтными ситуациями
Конфликт, как показывают социологи, является фактором проявления одного из важнейших законов – закона единства и борьбы противоположностей.
Отсутствие конфликтов выступает фактором застоя, отсутствия развития. Значит общество без конфликтов существовать не может.
Социальный конфликт – это естественный элемент существования любого коллектива. Он представляет собой требующее разрешения назревшее противоречие в социальной среде.
Главное – использовать конструктивную силу конфликта и минимизировать его разрушающий потенциал.
Контроль над развитием конфликта, управление им, определение его реальных границ, деловой зоны помогут локализовать конфликт, не допустить его расширения.
Лучший способ регулирования СК – его предупреждение, умение действовать превентивно.
Для выработки практических рекомендаций по разрешению СК необходимо определить, как минимум, следующее:
а) участники СК и их роль в конфликте, в том числе: конфликтующие стороны, провокаторы СК, организаторы, активисты, пассивные сторонники, посредники конфликта;
б) мотивировки конфликтующих сторон, т.е. объяснения причин СК, которые дают непосредственные его участники;
в) повод, т.е. событие, которое предшествовало СК и было его предлогом;
г) цели конфликтующих сторон (задачи, которые они хотят решить с помощью СК);
д) степень соответствия целей конфликтующих сторон их интересам;
е) интересы конфликтующих сторон;
ж) система объективных и субъективных причин конфликта, а также его первопричина;
з) функции СК относительно его участников и той социальной системы, элементами и структурами которой они являются;
и) этап конфликта;
к) стратегия и тактика конфликтующих сторон;
л) эмоциональный фон конфликта и возможности его нормализации;
м) круг вопросов, по которым возможно сближение позиций конфликтующих сторон;
н) подходящая модель разрешения данного СК (компромисс, одностороннее подавление, интегративный способ)
Наиболее часто применяемые для разрешения или урегулирования социальных конфликтов методы:
Уход от конфликта: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» развивающегося конфликтного действия физически или психологически. Этот метод применяется в случае ненужности данного СК и отсутствия следствий от самого уклонения. Показания к применению такого метода – очень высокая цена и издержки данного СК.
Метод сглаживания используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычки членов коллектива к идеологическим моделям действия. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Напротив, подчёркиваются общие интересы: «Мы одна общая семья».
Метод «скрытых действий» применяется в том случае, когда управление конфликтом нуждается, с точки зрения руководства, в скрытых средствах его регулирования.
Метод «быстрого разрешения»: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки. Его использование обосновывается лимитом времени, желанием обеих сторон участвовать в поиске наиболее эффективных соглашений, вероятностью минимизации издержек при решении СК.
Метод «компромисса»: обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений. Суть метода – управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственного участия (переговоров) сторон.
Метод «сотрудничества»: соперничающие стороны стараются найти оптимальное решение конфликтной ситуации.
Метод «силы»: стремление одной стороны навязать решение другой. Зачастую наиболее сильная сторона стремится заставить принять свою точку зрения любой ценой. Этот метод эффективен при условии, если одна сторона имеет значительный перевес.
В целом методы управления развитием конфликта можно классифицировать на:
1) организационно-административные методы – базируются на воздействии на конфликтующие стороны законов, указов и распоряжений, то есть документов, регламентирующих и ограничивающих агрессивные действия субъектов конфликта.
2) экономические методы – к ним относятся разнообразные способы воздействия на участников конфликта посредством материальных и финансовых стимулов, работы с их экономическими интересами и потребностями.
3) социально-психологические методы – понимается деятельность по корректировке поведения участников конфликта.
Среди конкретных методов разрешения социального конфликта можно назвать следующие:
· превентивный метод ухода от конфликта - уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта;
· метод переговоров, позволяющий снизить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и потенции ее развития;
· метод использования посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить враждующих или по крайней мере найти компромисс;
· арбитраж – обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;
· метод откладывания принятия окончательного решения по проблемам конфликта. Иногда оттяжка принятия решения приводит к самопроизвольному снижению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным.
Отметим наиболее распространённые формы социального контроля над конфликтными ситуациями, практикуемые противостоящими сторонами в повседневной практике.
1. Своевременная диагностика причин конфликта
2. Взаимный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах сторон конфликта, переговоры, рассмотрение альтернативных ситуаций, избежание конфликта
3. Взаимное воздержание от применения силы и угроз, уход с политической арены одной из сторон
4. Подключение арбитров, посредников, примирителей, третейского разбирательства, рекомендации которых ведут к компромиссу
5. Использование правовых норм, процедур, сближающих позиции сторон конфликта
6. Откладывание конфликта, создание делового партнерства, доверия, как гарантий предотвращения конфликтов
7. Поиск консенсусов, создание атмосферы солидарности через образование и воспитание, через регулирование социальных процессов
Социологи отмечают, что при разрешении, устранении конфликтов допускаются ошибки. Наиболее заметные из них:
- превращение переговоров в процесс подсчета очков, набранных сторонами;
- поиск, кто прав и кто виноват;
- отказ от подхода «давайте говорить по делу»;
- оценка переговоров как провалившихся, когда они заходят в тупик;
- смешивание упорства в переговорах с упрямством;
- непонимание манипуляций – как собственных, так и другой стороны;
- рассматривание перерыва в переговорах как признака слабости;
- видение совместного поиска решений как отступления другой стороны.
Таким образом отметим, что ни одному обществу, как показывает практика, не удалось ещё достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться минимизировать негативные последствия конфликтов.
return false">ссылка скрыта
Контрольные вопросы
1. Объясните, в чём состоит сущность конфликтов.
2. Раскройте причины и сферы конфликтов.
3. Покажите основные функции конфликтов.
4. Раскройте содержание конфликтов: политических, национальных, производственных, бытовых.
5. Охарактеризуйте известные вам типы конфликтов.
6. Назовите конфликтные ситуации, наблюдаемые Вами в обществе.
7. Покажите, какими путями можно разрешать конфликтные ситуации.
8. В чём опасность скрытых затяжных социальных конфликтов? Приведите пример.