Мировоззренческо-методологические основания биологии

Методологические установки классической биологии развивались медленно, начиная с середины XVIII в. вплоть до начала XX в. В достаточно общих чертах содержание данных установок классической биологии можно выразить следующим образом:

- Признание объективного, т.е. независящего от сознания и воли человека, существования органических форм – главная мировоззренческая посылка биологического познания. При всей разности мировоззренческих позиций, биологи исходили из того, что органический мир существует независимо от сознания его исследователей; субъективно-идеалистические представления не играли существенной роли в биологическом познании. Однако всеобщее признание объективного существования органических форм не исключало различия во взглядах на роль материальных и идеальных факторов в происхождении и функционировании органических форм. В биологии гораздо дольше, чем в других отраслях естествознания, сосуществовали объективно-идеалистическая и материалистическая трактовки природы объекта. По мере исторического развития научного биологического знания материалистическая ориентация ученых становилась все более весомой.

- Классическая биология исходила из гностических позиций, т.е. признавала, что мир органических форм имеет определенные объективные закономерности, порядок, и структуру; и эти закономерности могут быть познаны средствами науки.

- В вопросе о характере познания методологические установки классической биологии формулируют в основном те же представления, что и методологические установки других естественных наук этого периода. Познание – это обобщение фактов в несколько этапов, уровней (наблюдение, суждение, умозаключение, принципы, теория). Основой познания является наблюдение и эксперимент. Начинаясь с наблюдения, познание продолжается на уровне мыслительных процедур, таких как:

§ описание;

§ систематизация на основе определенных выделенных признаков объектов;

§ сравнение, позволяющее выявлять законы объекта путем сопоставления существенных характеристик объекта (высокая эффективность метода сравнения вызвала к жизни такие науки, как сравнительная анатомия, сравнительная морфология, сравнительная физиология и др.).

Так же важно отметить, что классическое биологическое познание, на первых этапах развития биологии, концентрировалось лишь на одном качественно определенном уровне организации живого (организменном либо клеточном, реже – тканевом), который одновременно считался и первичным, соответственно и предмет биологической науки описывался на организменном уровне. Все надорганизменные уровни (колонии, популяции, вид, биосфера) рассматривались как производные, для которых характерны лишь аддитивные свойства (т.е. не приобретающие качественно иных, что-либо объясняющих, свойств, а являющиеся простой суммой составляющих элементов).

Однако, возникновение и закрепление представлений о виде, растянувшееся на десятки лет, в конечном итоге привело к расширению понимания предмета биологии. Вид и популяция предстали как фиксированные, имеющие собственные закономерности построения, функционирования и развития целостные биологические объекты, а не просто как абстрактные наименования, отражающие суммативные конгломерации индивидов.

Данную тенденцию можно назвать одной из главных и прогрессивных тенденций в развитии биологической науки XX в. Последовательно формирующиеся представления о биоценозах, экосистемах, привели, наконец, к рассмотрению всей совокупность форм жизни на Земле, как единого сложного организма, нашедшее наиболее яркое и изящное выражение в биогеохимической концепции В. И. Вернадского — воззрениях, которые значительно опередили свое время.