Понятие живого (жизни)

Вопросы о происхождении и сущности жизни стали предметом интереса человека очень давно. Они наряду с вопросами о происхождении Вселенной и человека составляют фундамент нашего мировоззрения. Долгое время в науке существовало два основных подхода к решению этого вопроса — механицизм и витализм. Механистический материализм, характерный для классической науки Нового времени, не признавал качественной специфики живых организмов и представлял жизненные процессы как результат действия химических и физических процессов. Поэтому механицизм отождествлял живые организмы со сложными машинами.

Данную точку зрения разделял и французский философ Рене Декарт, который в своё время писал: «Между машинами, сделанными руками мастеров, и различными телами, созданными одной природой, я нашел только ту разницу, что действия механизмов зависят исключительно от устройства различных трубок, пружин и иного рода инструментов, которые... всегда настолько велики, что... легко могут быть видимы, тогда как, напротив, трубки и пружины, вызывающие действия природных вещей, обычно бывают столь малы, что ускользают от наших чувств».

Такой механистический подход к пониманию природы живого был противопоставлен Декартом витализму (от лат. vitalis — жизненный), который объяснял качественное отличие живого от неживого наличием в живых организмах особой «жизненной силы», отсутствующей в неживых предметах и не подчиняющейся физическим законам. Такое решение проблемы сущности жизни тесно связано с признанием факта творения ее Богом, иным разумным началом.

Научное знание, встав на путь, предложенный Декартом, долгое время находилось в оптимистическом предвкушении скорого раскрытия и научного объяснения феномена жизни. Так в 1943 году лауреат Нобелевской премии Эрвин Шредингер в своём эссе «Что такое жизнь?» высказывал весьма оптимистические предположения: «Хотя современные физика и химия не могут объяснить эти процессы (происходящие в живом организме), нет никаких оснований сомневаться в возможности их научного объяснения»[1].

Итак, на данном этапе развития научного знания, существует ли ясное разграничение живого и неживого? В настоящее время биологи ответят на этот вопрос в большинстве своём скорее отрицательно. В отношении выделения основных признаков жизни, различных авторов можно поделить на две условные категории:

- Авторы первой категории приводят обычно довольно длинный список таких признаков, например: обмен веществ, размножение, раздражимость, адаптацию, эволюцию и т.д.;

- Авторы второй категории считают один из них, а именно обмен веществ, исчерпывающей сущностью жизни, из которой будто бы выводимы все другие ее свойства.

Рассмотрим подробнее эти критерии. Условия существования тел неживой природы — суть определенные внешние условия (температура среды, различные физические изменения, химические свойства среды и т. д.), которые, конечно, имеют значение и для живых существ. Но этого, однако, для них недостаточно, поскольку структура живых существ устойчиво неравновесна, т.е. «только постоянно используя приток свободной энергии, система может непрерывно обновляться и этим тормозить свое падение в состояние термодинамического равновесия, которое Эрвин Шредингер метко назвал состоянием смерти. Характерный для процессов жизни динамический порядок может поддерживаться только за счет постоянной компенсации производства энтропии[2]». Вследствие чего живые организмы, в отличие от неживых, должны быть отнесены к системам качественно иного рода, а именно к антиэнтропийным системам. «Системы с такой структурой поддерживаются не за счет внешних, а за счет внутренних условий, первейшим из которых является возможность сохранения уровня свободной энергии и неравновесности структуры их элементов вопреки выравниванию, совершающемуся при внешних разрядах энергии, т.е. способность производить некоторую внутреннюю работу, направленную против равновесия»[3].

Совершенно ясно, что длительное поддержание такой способности возможно только при поступлении энергии извне, что и осуществляется в процессе обмена веществ между элементами живой системы и системой в целом и средой. Однако такую способность организмы и составляющие их клеточные элементы вследствие некоторых внутренних сдвигов, изменений и разрушений, в них возникающих в ходе жизни, а так же изменений во внешней среде, смогут сохранять только в течение ограниченного времени, т.к. «все молекулы и специфические упорядоченные надмолекулярные структуры, возникшие благодаря межмолекулярным взаимодействиям, имеют ограниченное время жизни из-за теплового движения. Чтобы не потерять накопленную в них информацию, они должны успевать до своего распада построить хотя бы одну идентичную копию, содержащую план строения и функционирования исходной структуры[4]». Поэтому жизнь как непрекращающийся во времени процесс может иметь место только при условии постоянных приспособлений и обновлений, обеспечивавших ее непрерывное течение. Таким приспособлением оказалось размножение и все те процессы, которые с ним связаны.

Столь же необходимым, хотя и не во всех отношениях понятным, является процесс эволюции. По крайней мере ясно, что без наследственного изменения организмов их безграничное размножение в неизменном виде невозможно ввиду ограниченности тех видов энергии и веществ, на потребление которых они настроены.

Таким образом, можно сказать, что такие признаки как обмен веществ, размножение и эволюция — это суть жизненные феномены, которые должны обладать биологической всеобщностью, в противном случае жизнь не могла бы просуществовать хотя бы относительно длительный временной период. Но то же самое необходимо сказать и о таких признаках как раздражимость и физиологическая адаптация, ибо только благодаря этим свойствам обеспечивается тонкая настройка организма на существование в тех изменяющихся условиях, которые его окружают. Таким образом, перечисленные выше феномены (обмен веществ, размножение, эволюция, раздражимость, адаптация) являются и проявлениями жизни, и условиями ее сохранения, приспособлениями, обеспечивающими непрерывно длящееся во времени существование живых тел в ряду последовательных генераций.

Однако, на данный момент, в проблеме разделения живой и неживой материи существуют и такие объекты, по поводу отнесения которых к той или иной категории разгораются большие научные дискуссии.

Примером такого объекта является вирусная частица. Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. В подходящей среде — используя метаболизм клетки хозяина — вирус может размножаться, причем иногда столь необузданно, что весь организм хозяина в результате погибает. Таким образом, вирус обладает качествами, которые в других случаях можно найти только у живых организмов — существование которых, как известно, тоже всегда зависит от определенных условий среды. Но, с другой стороны, вирусы — это частицы, характеризующиеся определенной формой и составом и способные, как и неорганические вещества, образовывать кристаллическую решетку. Очевидно, что в такой форме они не подпадают ни под одно определение живого.