Анализ воспитательной работы МБОУ «Устьвашская средняя общеобразовательная школа» за 2011/12 учебный год.
Цельвоспитательной работы в 2001/12 учебном году: формирование первичных представлений о базовых национальных российских ценностях (начальная школа) и их сознательного принятия (основная, средняя школа), а также стремления к творческому и инициативному воплощению их в социальной практике.
Долгосрочная цель (цель воспитательной программы «Мир начинается с меня»): формирование и развитие у учащихся устойчивого нравственного отношения к учебно-воспитательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни, ориентация учащихся на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом традиций и потребностей современного общества. Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция.
Школа осуществляет воспитательную работу по следующим направлениям:
- интеллектуальное;
- гражданско-патриотическое;
- профилактическое;
- художественно-эстетическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- взаимодействие с семьёй;
- профориентационное.
Воспитательная работа в нашей школе осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу.
В 2011-2012 учебном году школа решала следующие воспитательные задачи:
1) организовать воспитательные мероприятия, направленные на формирование представлений о базовых национальных ценностях российского общества: патриотизме, социальной солидарности, гражданственности, семье, здоровье, труде и творчестве, науке, искусстве и литературе, природе, человечестве;
2) организовать коллективную творческую деятельность ученического самоуправления;
3) развивать мотивации личности к познанию и творчеству через дополнительное образование;
4) систематизировать работу ШМО классных руководителей по повышению профессионального мастерства для большей эффективности воспитательной работы в классах;
5) разработать и реализовать систему мониторинга эффективности воспитательного процесса.
Эти задачи решались благодаря работе по реализации воспитательной программы школы «Мир начинается с меня». Большую роль в решении поставленных задач сыграли:
1) вовлечение обучающихся в различные кружки, секции; 2) создание особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения; 3) осознание педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника; 4) взаимодействие с социумом.
Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения.
121 ученик школы (61%) был охвачен дополнительным образованием.
Кружки, секции, работающие в 2011-2012 учебном году
№ | Название | Руководитель | Класс |
1. | «Умелые ручки» | Сидорова А.К. | |
2. | «Хореографический» | Сахарева И.П. | 1-3 |
3. | «Колокольчики» | Щепихина Н.А. | |
4. | «Весёлые пальчики» | Сахарева И.П. | |
5. | «Занимательная математика» | Сахарева И.П. | |
6. | «Дружим с книгой» | Фатьянова Е.Б. | |
7. | «Колокольчики» | Щепихина Н.А. | 2 -3 |
8. | «Волшебный сундучок» | Масленникова Н.Н. | |
9. | «Рукодельница» | Колбасина П.Б. | 4 – 5 |
10. | «Юный гитарист» | Щепихина Н.А. | 5 – 7 |
11. | «Белая ладья» | Мишуков Д.П. | 5 – 11 |
12. | «Театральный» | Сидорова А.К. | 6 – 11 |
13. | «Волшебные струны» | Щепихина Н.А. | 6 – 11 |
14. | «Фильмейкеры» | Максимова Е.И. | |
15. | «Фильцевание» | Масленникова Н.Н. | |
16. | «Лыжная подготовка» | Парфёнова А.С. | 5 – 6 |
17. | ОФП | Парфёнова А.С. | 2 – 4 |
18. | «Спортивные игры» | Паюсова В.А. | 9 – 11 |
19. | «Спортивные игры» | Паюсова В.А. | 7 – 8 |
20. | «Лыжная подготовка» | Парфёнова А.С. | 1 – 4 |
21. | «Спортивные игры» | Парфёнова А.С. | 5 – 6 |
22. | «Са-фи-дансе» | Парфёнова А.С. | |
23. | «Стрелковый» | Крупцов Н.В. | 5 – 6 |
24. | «Стрелковый» | Крупцов Н.В. | 7 – 8 |
25. | «Школа выживания» | Крупцов Н.В. | 7 – 9 |
В 2010-2011 учебном году ребята принимали активное участие в подготовке и проведении следующих общешкольных дел и акций:
Месяц | Название | Классы |
Сентябрь | Праздник «День Знаний» | 1 – 11 |
Праздник «Что нам осень принесла?» | 1 – 4 | |
Осенняя дискотека «Листики – листочки у меня в садочке» | 5 – 11 | |
Выставка поделок из природного и бросового материала «»Чудо-дерево» | 1 – 11 | |
Кросс «Золотая осень» | 1 – 11 | |
Октябрь | Деловая игра «Выборы школьного президента». День самоуправления. | 5 – 11 |
Концерт «Подари учителю улыбку» | 1 – 11 | |
Первенство школы по футболу | 5 – 11 | |
Посвящение в пятиклассники | ||
Семейные спортивные праздники | 3 – 4 | |
Ноябрь | Районная акция «Мы – против алкоголя, курения и наркотиков» | 1 – 11 |
КТД, посвящённое 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова, «Гордость земли Поморской» | 1 – 11 | |
Конкурс стихов «Мама – это лучик света, мама – это значит ЖИЗНЬ!» | 1 – 4 | |
Декабрь | Участие в районном месячнике права. | 1 – 11 |
Первенство школы по баскетболу. | 8 – 11 | |
Спортивный праздник «Зимняя сказка» | 1 – 4 | |
Новогодние утренники, праздники, дискотеки. | 1 – 11 | |
Мастерская Деда Мороза. Конкурс поделок «Волшебный сундучок». | 1 – 11 | |
Январь | Школьная учебно-исследовательская конференция. | 4 – 11 |
Профориентационная неделя. | 1 – 11 | |
Февраль | Школьная игра «Зарница» | 8 – 11 |
Март | Спортивный праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети» | 1 – 2 |
5-е школьные лыжные соревнования на приз А.М. Киприянова. | 1 – 11 | |
КТД «Путешествие в природу». | 1 – 4 | |
Апрель | Конкурс театральных коллективов «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». | 1 – 6 |
Участие в областной акции «Мы за здоровый образ жизни» | 1 – 11 | |
Соревнования по прыжкам в высоту. | 1 – 11 | |
Май | Конкурс театрализованный представлений «Этих дней не смолкнет слава!» | 7, 8, 10 |
Конкурс плакатов «Семья – это надёжно!» | 1-8,10 | |
Семейные забеги. | 1 – 4 | |
Праздник Последнего звонка. | 4, 9, 11 | |
Весенний турслёт |
Все воспитательные мероприятия были направлены на формирование общечеловеческих ценностей.
В школе активно работала группа во главе со старшей вожатой, которая оказывала шефскую помощь пожилым людям. Главной задачей организации шефской группы была воспитание уважительного, бережного отношения к пожилым людям; воспитание подрастающего поколения в духе гуманизма.
Кроме того, в школу часто приглашались ветераны труда, войны, пожилые люди на нравственные беседы.
Классные руководители 4, 6, 7, 9 классов Кондратьева Е.Г., Иванова М.И., Петрова И.П., Яковлева А.В. показали открытые классные часы на единую тематику «Человеческие ценности».
Работа
по профилактике правонарушений
Педагогическим коллективом школы в 2010, 2011 году по профилактике правонарушений решались следующие задачи:
- повышение нравственного уровня воспитанности учащихся, снижение уровня правонарушений;
- профилактика социальной дезадаптации подростков;
- воспитание гуманистического и правового самосознания учащихся.
Работа по профилактике правонарушений и преступлений ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. Так, на заседании педагогического совета был рассмотрен вопрос «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся», на котором учитель физической культуры Петрова И.М. ознакомила с мониторингом состояния здоровья учащихся и остановилась на методах и приемах формирования ЗОЖ. При подведении итогов учебных четвертей заслушиваются отчеты классных руководителей по учету пропусков учащихся, работе с трудными подростками, с неблагополучными семьями, т.к. основная нагрузка в работе с трудными подростками ложится на классных руководителей.
Учитывая, эффективность в профилактике безнадзорности и правонарушений занятость учащихся во внеурочное время, ведется активная работа по привлечению детей в кружки и секции. Так, в 2010-2011 учебном году работали 13 кружков и спортивных секций. Особо хорошо была налажена работа танцевального кружка, куда регулярно посещали 23 учащихся школы (50 %) и спортивных секций.
Под особый контроль администрации взята занятость учащихся «группы риска» во внеурочное время. Учащиеся «группы риска», принимали активное участие в спортивных соревнованиях и конкурсах как внутришкольных, так и муниципальных.
Регулярно проводятся как классные родительские собрания, так и общешкольные по вопросам профилактики негативных проявлений в подростковой среде. На общешкольных родительских собраниях рассматривались такие вопросы, как «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка», « Дети и родители. Давайте понимать друг друга», «Авторитет родителей в воспитании детей», и др. На классных родительских собраниях рассматривалась и вопросы по антинаркотической и антиалкогольной пропаганде, что отражено в протоколах. Традиционным эффективным мероприятием являются регулярные рейды в семьи учащихся, с сентября 2010 г. по май 2011г.настоящий момент которых проведено 9(в 7 семей).Составлено 5 актов ЖБУ. На сегодняшний день на профилактическом учёте в школе состоят 3 неблагополучные семьи, с которыми ведётся систематическая работа. Родителям этих учащихся даются рекомендации по вопросам обучения и воспитания детей, проводятся беседы по ЗОЖ, предупреждаются об ответственности за воспитание детей. С целью сотрудничества педагогов, родителей и учащихся, формирования здорового образа жизни ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», соревнования по лыжной гонке.
В школе действует Совет профилактики, который является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних».
Главными задачами Совета профилактики являются:
- разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, бродяжничества, безнадзорности и употребления ПАВ среди учащихся школы;
- разъяснения существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
- проведение индивидуальной воспитательной работы с подростками девиантного поведения;
- проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
- организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей.
В течение года проведено 8 заседаний Совета профилактики, результаты оформлены протоколами. В начале учебного года был составлен план работы Совета профилактики, по которому велась целенаправленная работа. Основное внимание уделялось работе с подростками, состоящими на учете в КДН и ВШУ, неблагополучным семьям.
Разработан план мероприятий по профилактике наркомании, алкоголя и табакокурения несовершеннолетних, проводятся лекционно-практические занятия с уч-ся 1-9 классов на тему: «Здоровый образ жизни». «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Профилактика ЗОЖ», беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, «Азбука нравственности», тест-тренинг « Мое здоровье», « Мои вредные привычки», « Мое самочувствие».
Школа тесно сотрудничает с сельским поселением.
Социальная деятельность
Закон Российской Федерации “Об образовании” закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большого внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса и школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения. В современных условиях решение социальных проблем детей рассматривается, прежде всего, в аспекте охраны и защиты их прав. Именно на это была направлена работа классных руководителей.
В 2010-2011 учебном году было проведено социологическое исследование, по данным которого был составлен социальный паспорт школы.
Социум
Кол-во семей
В них учащихся
- многодетные
- неполные
- неблагополучные
- малообеспеченные
- с детьми-инвалидами
-
-
- с опекаемыми детьми
-
-
- учащиеся, состоящие на внутришкольном учете
- учащиеся, состоящие на учете в ПДН
Сфера занятости родителей
Рабочие
Служащие
Безработные
Предприниматели
Пенсионеры
отец
мать
отец
мать
отец
мать
отец
мать
отец
мать
Начальное звено
-
-
-
-
-
Среднее звено
-
-
-
-
Итого
-
-
Таблица показывает невысокий процент интеллигенции среди наших родителей. Это мы будем учитывать в воспитательной работе в 2011-2012 учебном году.
На протяжении всего года 100% обучающихся получали горячее питание.
В школе проводится кропотливая работа с подростками «группы риска», с учащимися, пропускающими занятия: индивидуальные беседы с детьми и их родителями классных руководителей, администрации, членов Совета профилактики; ведется совместная работа с ИДН.
Для детей из малообеспеченных семей был организован при школе оздоровительный лагерь «Солнышко», в котором отдохнуло 15 человек.
Работа классных руководителей
Классные руководители – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в ОУ.
Кадровый состав:
Всего классных руководителей
Стаж работы в качестве классного руководителя
До 5 лет
6-10 лет
11-20 лет
Более 20 лет
-
Теоретические и практические вопросы воспитания рассматривались на педагогических советах, родительских собраниях, совещаниях классных руководителей:
· Выбор форм и методов воспитательной работы. Педагогическая диагностика;
· Целеполагание в воспитательном процессе школы;
· Анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации.
В планах воспитательной работы классных руководителей отражена деятельность по всем целевым программам школы в следующих разделах:
- работа с классным коллективом;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- работа с родителями.
Классные руководители ставили перед собой и решали следующие воспитательные задачи:
· работать над сплочением детского коллектива;
· воспитывать уважение к себе и окружающим;
· создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;
· формировать здоровый образ жизни;
· развивать ученическое самоуправление;
· совершенствовать систему семейного воспитания, повышать ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
Сотрудничество с родителями
С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.
Педагогический коллектив постоянно изучает мнение родителей о процессе воспитания в школе. С этой целью проводятся анкетирования, опросы, беседы.
Родители выделяют классного руководителя как первого помощника в решении всех появляющихся вопросов и проблем.
Неоценима помощь родителей в организации и проведении многих воспитательных мероприятий класса и школы.
В 2010-2011 учебном году было проведено 4 общешкольных родительских собраний. Общей целью была: повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности обучающихся и их родителей и необходимость развития воспитательной системы школы, в 2011-2012 учебном году помимо новых задач необходимо продолжить решать следующие воспитательные задачи:
· продолжить воспитание гордости за свой народ, свою страну, свою школу, уважения к нашей истории и культуре;
· продолжить формирование гуманистического мировоззрения, высокой нравственной, эстетической и физической культуры, культуры достоинства;
· продолжить формирование активной жизненной позиции.