Групповая динамика

 

Групповая динамика — это взаимодействие, взаимоотношения членов социальных групп между собой. К процессам групповой динамики относятся:

v руководство и лидерство;

v формирование группового мнения;

v сплоченность группы или конфликты;

v групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы;

v стимулирование деятельности или снижение активности членов.

Лидерство бывает авторитарным, харизматическим, демократическим, кратковременным, длительным, стиль невмешательства.

В качестве коммуникации в группах можно определить взаимоотношения типа - круг, змея, штурвал, игрек (Y), паутина и др.

Важнейшими элементами социальных групп и организаций являются:

1. Социальная структура - центральный элемент любой организации, включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, и, прежде всего, отношения власти и подчинения. Каждый индивид окружен множеством правил, запретов и разрешений. Они необходимы для упорядочения общественной жизни

2. Нормативная структура - включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания. Ценности — это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы — это управляющие поведением обобщенные правила. Любая социальная структура имеет цели: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.

Цели-задания — это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня, т.е. задания, которые определяют целевое существование организаций.

Цели-ориентации — это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации.

Цели-системы — это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, сохранить равновесие, стабильность, целостность.

Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы.

Одна из современных систем управленческих функций в организации может быть представлена следующим образом:

v деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;

v взаимодействие — формирование и поддержание контактов;

v восприятие, фильтрование и распространение информации;

v распределение ресурсов;

v предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;

v ведение переговоров;

v проведение инноваций;

v планирование;

v контроль и направление действий подчиненных.

В организации те, кто занимается выполнением функций управления, входят в особую группу, называемую бюрократической администрацией.