Групповая динамика
Групповая динамика — это взаимодействие, взаимоотношения членов социальных групп между собой. К процессам групповой динамики относятся:
v руководство и лидерство;
v формирование группового мнения;
v сплоченность группы или конфликты;
v групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы;
v стимулирование деятельности или снижение активности членов.
Лидерство бывает авторитарным, харизматическим, демократическим, кратковременным, длительным, стиль невмешательства.
В качестве коммуникации в группах можно определить взаимоотношения типа - круг, змея, штурвал, игрек (Y), паутина и др.
Важнейшими элементами социальных групп и организаций являются:
1. Социальная структура - центральный элемент любой организации, включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, и, прежде всего, отношения власти и подчинения. Каждый индивид окружен множеством правил, запретов и разрешений. Они необходимы для упорядочения общественной жизни
2. Нормативная структура - включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания. Ценности — это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы — это управляющие поведением обобщенные правила. Любая социальная структура имеет цели: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.
Цели-задания — это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня, т.е. задания, которые определяют целевое существование организаций.
Цели-ориентации — это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации.
Цели-системы — это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, сохранить равновесие, стабильность, целостность.
Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы.
Одна из современных систем управленческих функций в организации может быть представлена следующим образом:
v деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;
v взаимодействие — формирование и поддержание контактов;
v восприятие, фильтрование и распространение информации;
v распределение ресурсов;
v предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
v ведение переговоров;
v проведение инноваций;
v планирование;
v контроль и направление действий подчиненных.
В организации те, кто занимается выполнением функций управления, входят в особую группу, называемую бюрократической администрацией.