Карл Маркс, Фридрих Энгельс: учение об общественно – экономических формациях
Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) в истории социологии рассматриваются как крупные ученые теоретики и практики. Их теория значительно противостояла другим теориям того времени, а взгляды и выводы подвергаются критике и сегодня. Но, тем не менее, их учения имеют право на жизнь, кардинально отличаются по взглядам и оценкам, направлены на характеристику как общества в целом, так и отдельных его структур.
Ведущими теориями Маркса и Энгельса являются:
Материалистическое понимание исторического процесса. Суть их взглядов в том, что Маркс и Энгельс среди главных движущих причин развития исторического процесса усматривали материальные условия жизни общества, материальные потребности и интересы людей, их стремления, уровень их удовлетворенности. А материальные интересы в свою очередь определяют идеи, теории, стремления, психологический настрой и социальные интересы и действия людей;
Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие - это реальный процесс жизни людей, это их материальная и общественная практика, это производство материальных благ, удовлетворение материальных и других потребностей. Общественное сознание - есть отражение общественного бытия людей в ходе их практики, социальной деятельности. Общественное сознание - производная от общественного бытия людей, но при этом вбирает в себя накопленное религией, моралью, политикой, правом, наукой, искусством и др.;
Определяющая роль способа производства в жизни общества. Под способом производства понимается материальная основа существования и развития общества. Способ производства включает две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы - это люди, с их знаниями, навыками, опытом, умениями, а также средства производства. Производственные отношения - это отношения, в которые вступают люди в производственной деятельности. Суть производственных отношений зависит от объективных условий производственной деятельности, а именно от потребностей людей, потребностей производства, от характера производительных сил. Именно производительные силы определяют производственные отношения;
Основные сферы общественной жизни. Согласно марксизму общественные отношения делятся на материальные и идеологические.
Материальные - это, прежде всего экономические, производственные и материальные отношения к природе, которые складываются и проявляются независимо от воли и сознания человека.
Идеологические отношения, возникают из объективных потребностей людей – это политические, правовые, религиозные, нравственные, эстетические, культурные и т.д.
Экономические отношения - это отношения в сфере производства, товарно-денежных отношений и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Социальная сфера - это сфера взаимодействия социальных групп, общностей, по поводу их жизнедеятельности, условий труда, справедливости в распределении социальных благ, регулирования конфликтов и противоречий, регулирования социальных интересов, потребностей.
Политическая сфера – это сфера, в которой функционируют партии, организации, правовые, политические, государственные и другие институты.
Духовная сфера - это функционирование науки, образования, воспитания, морали, искусства, религии.
Учение Маркса и Энгельса об общественно - экономических формациях. Они представили развитие человечества как объективный, закономерный, поступательный, прогрессивный, естественно - исторический процесс. Происходит это на основе объективных законов развития общества. Важнейшими из них можно назвать: закон, определяющий роли способа производства в развитии общества, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон опережающей роли экономического базиса по отношению к надстройке, закон первичности бытия и вторичности общественного сознания, несоответствие устаревших экономических отношений прогрессивно развивающимся производительным силам ведет к замене первых, иногда революционным путем.
Сущность диалектики исторического процесса. Маркс и Энгельс к проблемам социальной диалектики относили следующее:
- взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития;
- взаимодействие производительных сил и производственных отношений;
- взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;
- взаимодействие субъектов исторического процесса;
- взаимодействие индивидуального и социального;
- проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь из потребителей и интересов;
- отрицание и преемственность в общественном развитии.