Факторы, обуславливающие износ тягового электродвигателя ТЛ-2К1.

В процессе эксплуатации элект­ровоза возможны следующие повреж­дения в электрических машинах:

1. Повышенный износ щеток и сколы щеток. Причины: установлены слишком мягкие щетки; сильное иск­рение под щетками; чрезмерное на­жатие на щетку; недопустимое бие­ние коллектора; неравномерное на­жатие на щетки; большой зазор меж­ду щеткой и окном щеткодержателя; ослаблен контакт гибких проводов щеток; велик зазор между коллекто­ром и щеткодержателем; загрязнен коллектор; сырые щетки; некачест­венная обработка рабочей поверхно­сти коллектора; выступание микани- товых пластин; неравномерный износ коллектора.

2. Повышенный или неравномер­ный износ коллектора. Причины: ус­тановлены слишком твердые щетки; чрезмерное нажатие на щетки; недо­пустимое искрение под щетками; не­правильная расстановка щеток в осе­вом направлении; выступание кол­лекторных пластин; вибрация щеток.

3. Повышенное искрение щеток. Причины механического характера: тугая посадка щеток в щеткодержа­теле; неравномерное нажатие на щет­ки; слабое нажатие на щетки; боль­шой зазор между щеткодержателем и коллектором; слабое крепление щеткодержателей и траверсы; пло­хая балансировка якоря; плохая об­работка поверхности коллектора; вы­ступает миканит между ламелями; нет фасок на ламелях; коллектор за­грязнен; большое биение коллектора; выступание отдельных пластин кол­лектора; щетки установлены с пере­косом по отношению к ламелям; не выдержано расстояние между щет­кодержателями; траверса сдвинута с нейтрального положения; полюсы ус­тановлены неравномерно по окруж­ности; не выдержаны установленные зазоры у дополнительных полюсов; попадание на коллектор масла и его паров. Причины электрического ха­рактера: нарушение контакта в месте присоединения гибких проводов ще­ток к щеткодержателю; низкое пере­ходное сопротивление щеток; между- витковое замыкание в обмотке якоря; плохая пайка отдельных петушков кол­лектора; неправильная полярность полюсов; перегрузка электрических машин; быстрое изменение нагрузки; повышенное напряжение на коллек­торе; междувитковое замыкание по­люсных катушек или компенсацион­ной обмотки.

4. Пробой изоляции обмоток элек­трических машин. Причины: увлаж­нение изоляции; попадание при сбор­ке остова под катушку металличе­ских стружек; ослабление крепления межкатушечных соединений и по­вреждение их изоляции; хрупкость и гигроскопичность изоляции из-за продолжительного превышения до­пустимой температуры нагрева элек­трических машин при перегрузках; естественный износ (старение изоля­ции); механические повреждения изо­ляции при разборке и сборке машин; перенапряжения коммутационные и атмосферные; попадание стружек в обмотку якоря; повреждение обмот­ки якоря при укладке его на пол без специальных прокладок.

5. Распайка соединения. Причи­ны: перегрузка якоря током при ра­боте или неподвижном состоянии, приводящая к выплавлению припоя из петушков коллектора; плохое ка­чество самой пайки.

6. Превышение допустимой тем­пературы нагрева подшипников яко­ря. Причины: загрязнение подшипни­ка при сборке; загрязненная смазка; избыток смазки в подшипнике; изно­шены или разрушены детали под­шипника; подшипник установлен с перекосом; мал радиальный зазор в подшипнике; трение в уплотнениях подшипников.

7. Превышение допустимой тем­пературы нагрева моторно-осевых подшипников. Причины: недостаточ­ная подача масла; загрязнение мас­ла или шерстяной подбивки и попа­дание воды в масло; применение масла неподходящего сорта; умень­шение зазора между вкладышами и осью.

8. Выброс смазки из подшипнико­вых камер внутрь электродвигателя. Причины: большие зазоры в лаби­ринтных уплотнениях или перепрес­совка смазки.