И социальных фактов

 

Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) - основатель французской социологической школы. Он заметно стремился отпочковать социологию от других наук, наращивать социологические знания об обществе.

Важнейшим выводами из учения Дюркгейма можно назвать следующие.

Теория социального реализма. Суть ее в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами. А это означает, что при анализе поведения деятельности людей, следует учитывать и рассматривать, прежде всего, общество, как систему и практику взаимодействий индивидов, групп, институтов, а также социальную среду в целом, в которой человек живет и реализуется, и которые многогранно и многосторонне постоянно воздействуют на него, вызывая ответную реакцию. Этим Дюркгейм опровергал суждения о том, что главную роль в поведении людей и в историческом процессе играют их внутренние, осознанные, неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления, интересы людей.

Необходимость применения научного метода в социологии. Метод, по его словам, это строго логическое изучение и объяснение явлений общественной жизни, и применение такого же подхода к объяснению человеческого поведения.

В связи с этим Дюркгейм поясняет, что наука социология - есть наука о социальных фактах. В 1894 году Дюркгейм сформулировал свой основной постулат: «Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь по Дюркгейму - это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума, это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понимания простым приемом мысленного анализа, это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдения и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким.

Социальные факты существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. Социальные факты - это политические, правовые, моральные, религиозные, национальные, классовые и другие идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей, и заставляющие индивидов действовать в соответствии с ними.

Само общество, в понимании Дюркгейма, есть трансцендентная реальность, источник всех высших ценностей. Они доступны научному объяснению и описанию. Они составляют знаменитую дюркгеймовскую категорию «Духовные социальные факты», которые лежат между субъектами и объектами понимания. Духовные ценности и нормы становятся важнейшими сторонами социальной жизни.

Социальные нормы, социальные факты имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда Дюркгейм вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то появляются новые грани его социологии. А именно - нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а нравственный авторитет общества, значит нравственное совершенствование людей.

Социальные факты - это политические, правовые, моральные, религиозные, национальные, классовые и другие идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей, и заставляющие индивидов действовать в соответствии с ними. Главными причинами социальных явлений Дюркгейм считал идеи, духовные ценности, как проявления коллективного сознания, которые объективно существуют по отношению к отдельным людям. Человек, родившись, застает уже сложившиеся политические, правовые, моральные, экономические и другие нормы, ценности, социальные установки.

Признаки социальных факторов следующие:

1. Они объективно существуют по отношению к отдельным индивидам.

2. Они принудительно воздействуют на людей.

Отсюда человек - есть социальное существо, развивается которое под воздействием социальных норм и предписаний. Значит поведение людей социально обусловлено. Природа и сущность социальных фактов одна - это есть проявление группового или коллективного социального сознания.

Они воздействуют на людей организованно, сознательно и осуществляются через социальные институты правовые, религиозные, нравственные и др. Социальный факт есть лишь там, где есть определенная организация. Он существует в поведении людей, воплощается в организации их производственной, политической и правовой деятельности. Отсюда в обществе высока роль группового, коллективного сознания.

В учении Дюркгейма обращено внимание на нормальное и патологическое в обществе, на социальные болезни и их преодоление. Он изучал формы, виды поведения, отклоняющиеся от нормы, правил, требований и традиций. Он ввел в оборот термин «аномия», который позволяет объяснить причины девиантного, т.е. отклоняющегося, поведения и его типы. Социальное здоровье - это то, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, что полезно и необходимо. Это - нормальное развитие жизненных сил индивида, коллектива, общества, в их способности адаптироваться к условиям среды, использовать ее для своего развития. Социальное здоровое общество морально чисто, политически ясно, стимулы деятельности человека здоровы и эффективны. В числе источников эволюции Дюркгейм называл коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей.

Социальную жизнь он выводил прямо из коллективного существования, где индивиды воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные личности. Они держатся социальной, политической, правовой, моральной дисциплины, что есть главный фактор общественной жизни.