IV) Роль малого бизнеса в экономике России
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике определенную гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.
Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для любой монополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малые фирмы играют значительную роль в реализации политики занятости – они сосредотачивают у себя значительную часть экономически активного населения.
Малые фирмы действуют в отраслях с небольшим минимально эффективным размером фирмы. На долю малого бизнеса приходится в пределах 10-12% национального производства продукции. Он представлен в основном торговыми, строительными, деревообрабатывающими, медицинскими фирмами.
Конкурентоспособными являются маленькие парикмахерская, мини-пекарни, юридические фирмы, в которой работает один квалифицированный адвокат. У небольших фирм близки к нулю складские расходы, а в сфере услуг они, как правило, отсутствуют. Такие фирмы очень гибко приспосабливаются к изменяющейся рыночной ситуации, могут учесть индивидуальные особенности заказчика.
Малый и средний бизнес играет основную роль в развитии многих важных направлений и является важнейшим фактором решения следующих проблем:
· Формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения в товарах, работах, услугах.
· Приближение товаров и услуг к конкретным потребителям
· Формирование социального слоя собственников, владельцев фирм, компаний
· Содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления поставки комплектующих изделий, создание вспомогательных и обслуживающих производств
· Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных
· Создание рабочих мест, сокращение уровня безработицы
· Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения
· Освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Высокие темпы внедрения нововведений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция – возможность для государства получать большие средства в виде налоговых поступлений, все это и составляет вклад малого бизнеса в экономику страны.
Малый бизнес занимает свои специфические ниши в экономике, это такие ниши, которые не занимаются крупным бизнесом из-за малых партий товаров или услуг. Кроме того, в последнее время существует тенденция к индивидуализации спроса, когда все большую роль играют специфические потребности небольших групп покупателей.